Lake Baikal

История строительства КБЖД по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.

1905 г.

  • Январь. Мы слышали, что в расположенных вблизи Маритуя нескольких тоннелях в сводах появились трещины. Управление Кругобайкальской ж.д. озабочено разработкой проекта для исправления повреждений. Начальник Забайкальской ж.д. отказывается от приемки в ведение эксплоатации участка Байкал–Култук, на котором масса недоделок и повреждений. Большинство гражданских построек на этом участке оказались страшно холодными, и инженеры строители расплачиваются за свои недосмотры ревматизмами, ангинами, воспалениями и т.д.

    В настоящее время идет окончательная приемка работ от подрядчиков на I и II участках; неготовность поперечных профилей и подсчетов надолго затянет эту работу.

    «Восточное Обозрение» № 11, 14 января 1905 г.

    2–го января пассажирский поезд, шедший из Култука, был задержан в пади Каторжанка пожаром на 4 с лишним часа. Горел один из жилых домов подрядчиков Коржева и Арцыбашева, расположенный вблизи самаго полотна дороги. По счастью, ветер был из пади и благодаря этому обстоятельству все расположенные выше дома остались целы. В противном случае весь поселок неминуемо сгорел бы дотла, т.к. средств для борьбы с огнем, по обыкновению, не было никаких. Дом сгорел дотла — жар был настолько силен, что затлелись брусья на железнодорожном мосту, и их пришлось укрывать мокрой кошмой.

    «ВО» № 13, 16 января 1905 г.

    По всей Кругобайкальской дороге открыт буфет только на одной ст. Слюдянке, почему пассажиры здесь положительно голодают.

    «ВО» № 22, 26 января 1905 г.

    С 1 января многие из служащих Кругобайкальской ж.д. оставлены за штатом; большинство из них узнало об увольнении лишь за несколько дней, тогда как практика прежних построек давала им уверенность, что управление уведомит их об увольнении месяца за два. Бедняги попали в тяжелое положение. Мало того, и заштатное пособие настолько урезано, что некоторые из оставшихся за штатом обратились по телеграфу с жалобой к министру на «недобросовестный расчет» и на неправильныя действия агентов управления.

    «ВО» № 27, 2 февраля 1905 г.

  • Февраль. Министр путей сообщения князь М.И. Хилков о втором пути Сибирской дороги.

    «ВО» № 29, 4 февраля 1905 г.

    Администрация Забайкальской железной дороги, в ведение которой передана Кругобайкальская линия, не находит возможным ввести на последней правильное пассажирское движение, так как для этого имеется серьезное препятствие. При осмотре пути обнаружены трещины в сводах туннелей, деревянные временные мосты требуют крупнаго ремонта, некоторыя гражданския сооружения отступают от обычных конструктивных условий и имеют крупные недостатки и т.д. В виду этого управление Кругобайкальской железной дороги испрашивает крупный кредит для устранения различных недоделок и дефектов на Кругобайкальской линии.

    «ВО» № 40, 18 февраля 1905 г.

    О выполнении санитарных условий содержания жилищ для рабочих.

    «ВО» № 45, 24 февраля 1905 г.

    Железнодорожные катастрофы на ст. Слюдянка.

    «ВО» № 46, 24 февраля 1905 г.

  • Март. Мы слышали, что инженер Заблоцкий занят в Петербурге разработкой проекта сооружения новаго большого ледокола, который предназначается для обслуживания нужд Сибирской ж.д. вместо второго пути по Кругобайкальской ж.д.

    «ВО» № 53, 11 марта 1905 г.

    Инженеры заняты разработкой проекта по устройству параллельно с мостом через Березовую бухту тоннеля.

    «ВО» № 53, 11 марта 1905 г.

    Возбуждено дело об объявлении несостоятельным одного из подрядчиков КБЖД.

    «ВО» № 55, 13 марта 1905 г.

    Согласно распоряжения министра путей сообщения, назначена комиссия из представителей Забайкальской и Кругобайкальской жел. дорог для приемки в эксплоатацию участка от ст. Танхой до ст. Слюдянка. Комиссия 13 марта выехала на линию для производства приемки.

    «ВО» № 56, 15 марта 1905 г.

    С 15 марта участок Снежная–Байкал передан в эксплоатацию Забайкальской ж. дороге. Приемочной комиссией указаны некоторыя недоделки по больнице в Слюдянке. Самая больница осталась пока в ведении Кругобайкальской ж. дороге, но вскоре состоится окончательная передача ея Забайкальской ж. дороге. Для этой цели командированы представители медицинских служб обеих дорог.

    «ВО» № 62, 22 марта 1905 г.

  • Апрель. Министр путей сообщения князь М.И. Хилков, прибыв в Иркутск с экстренным поездом в воскресенье, 10 апреля, утром, вскоре же отправился на ст. Байкал.

    «ВО» № 79, 12 апреля 1905 г.

    24 апреля на Кругобайкальской железной дороге, на 60–й версте, произошел обвал, настолько обширный, что движение предполагалось возстановить к 6–ти часам вечера 25 апреля.

    «ВО» № 92, 28 апреля 1905 г.

    Министр путей сообщения князь М.И. Хилков отбыл в Петербург со ст. Иркутск в особом поезде 28 апреля, в 10 час. 40 м. утра. Проводить министра на вокзал явилась масса публики.

    «ВО» № 94, 30 апреля 1905 г.

  • Май. Поезд № 3, вышедший из Култука 2 мая, около 5 ч. вечера, на перегоне Култук–Байкал имел две большия остановки: одну — около Шарышалгая, продолжительностью около часа, другую — около Большого Баранчика — более двух часов. И в том и в другом случае задержкой движению послужили обвалы.

    «ВО» № 99, 6 мая 1905 г.

    Уборка происшедшаго на 109 версте Кругобайкальской ж.д. обвала сдана по условию 8 р. 50 к. за куб. сажень. Предполагают, что обвал был свыше 300 куб.; следовательно, стоимость уборки выразится в 2550 руб.

    «ВО» № 107, 19 мая 1905 г.

    15 мая главный контролер постройки Кругобайкальской жел. дороги Е.П. Фоницкий осматривал работы по исправлению трещины тоннеля № 18; работы ведутся итальянцами. Вследствие оседания скалы, слой каменной кладки свода тоннеля принял мочалообразный вид, движение поездов через тоннель производится безпрепятственно.

    «ВО» № 107, 19 мая 1905 г.

    На днях на ст. Маритуй убило одного солдата, прибывшаго с эшелоном в поезде № 32. Он полез на откос собирать цветы, но при обратном спуске его убило наповал сорвавшимся камнем. Разработанные откосы выемок по дороге еще не пришли в равновесие; часто бывают обвалы, выпадают отдельные камни и скатываются вниз. Даже нетронутые работами кругобайкальские косогоры часто от неизвестных причин дают обвалы и с них скатываются отдельные камни. Это уже всем хорошо известно, кто знаком с Кругобайкальской ж.д., и об этом следовало бы предупредить проходящие части войск, т.к. на станциях, где поезда иногда простаивают по часам, солдатики от скуки целыми партиями залезают по крутым откосам, настолько крутым, что по одной этой крутизне они представляют большую опасность для лазанья.

    «ВО» № 108, 20 мая 1905 г.

    Управление по постройке Кругобайкальской ж.д., опасаясь нагорных откосов, могущих сплыть, продолжает укреплять их подпорными стенками на местах, ранее не предусмотренных. В половине мая сдано по условию укрепление нагорнаго откоса на 26 верст. Работа определяется в 221/2 тысячи.

    «ВО» № 115, 29 мая 1905 г.

  • Июнь. Разрушение кладки тоннеля на 48–й версте Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 119, 3 июня 1905 г.

    На участке Байкал–Слюдянка в настоящее время начались работы по недоделкам: сплошная дерновка откосов выемок и насыпей, поправка осевших бровок насыпей с подсыпкой бровок, подсыпка насыпей, устройство одиночных мостовых на мху и др. Такия работы сданы на подписку на сумму 4300 руб.

    «ВО» № 119, 3 июня 1905 г.

    В тоннеле № 18 Кругобайкальской жел. дороги замечается очень сильное боковое давление в 3–м и 4–м кольцах. Благодаря этому, кольца рискуют треснуть. Верхняя трещина в тоннеле каждыя сутки увеличивается на 0.001 саж. Что–то будет дальше — неизвестно, но, по всем данным, можно предполагать, что тоннель, как бы его ни перестраивали, в конце концов не выдержит давления и рухнет. Когда образовалась трещина, то одним из инженеров был предложен проект снять часть сопки и вместо тоннеля сделать галерею. Снять пришлось бы около 2000 кубов, что обошлось бы, считая самую высокую цену 20 руб. за куб. — 40 тысяч руб. Но почему–то этот проект не был одобрен, и Управление решило перестраивать тоннель, ассигновав на это 200 т. руб. Какими мотивами руководствовалось управление, отвергая проект, неизвестно. Если бы тоннель не перестраивался, а была бы снята часть сопки, то он не представил бы той опасности, как сейчас, а, кроме того, казна сберегла бы 160 т. руб.

    «ВО» № 129, 16 июня 1905 г.

    О качестве построенных кругобайкальских тоннелей.

    «ВО» № 131, 18 июня 1905 г.

    Стоимость Кругобайкальской железной дороги.

    «ВО» № 136, 24 июня 1905 г.

  • Июль. Обнаружены трещины в сводах нескольких построенных тоннелей.

    «ВО» № 119, 3 июня 1905 г.

    Техническим надзором недавно был обнажен один засыпной мост на 5–й дистанции II уч. Кругобайкальской ж.д. Глазам комиссии представилась вопиющая картина нарушения элементарнейших технических условий постройки. Нижния части каменных устоев моста оказались меньше, чем верхния, так что верхния части нависают над нижними. Понятно, такая постройка не может служить гарантией безопасности движения. Основания каменных устоев оказались иными, чем они значились по официальным документам,— на последних они показаны были глубже.

    «ВО» № 156, 19 июля 1905 г.

    От дождя, в ночь на 26 июля, в начале 1 уч. Кругобайкальской ж.д. произошло около восьми обвалов. Один камень весом около 1000 пуд. сорвался около ст. Байкал. Самый большой обвал произошел на 20 в. Кругобайкальской ж.д. в то время, когда там проходил один из поездов. Обвалом перевернуло два вагона. В одном из них ехал главный кондуктор Боков, только что прибывший в командировку и попавший на этот поезд не в очередь. Одному воинскому чину оторвало ноги. Двоих сильно ранило.

    Таких обвалов на Кругобайкальской ж.д., а с ними и более крупных жертв надо ожидать всегда, если управление не сделает подпорных стенок, не произведет геологических изследований оползней и др. работ.

    К месту происшествия срочно выехал начальник работ г. Симберг.

    «ВО» № 165, 29 июля 1905 г.

    Освидетельствование кладки сводов тоннеля на 48 версте.

    «ВО» № 166, 30 июля 1905 г.

    Обвалы на Кругобайкальской железной дороге, на участке Байкал–Слюдянка, после непрекращающихся дождей, приняли такие обширные размеры, что управление Забайкальской ж. дороги признало необходимым совершенно прекратить на нем движение. Пассажиры между названными станциями перевозятся в настоящее время пароходом «Лейтенант Малыгин». Транзитные же пассажиры перевозятся теперь со ст. Байкал прямо в Мысовую ледоколом. Кроме отмеченнаго у нас обвала на 20–й версте, был большой оползень (400–500 кубов) на 56–й версте. Здесь предполагается даже устроить обходной путь.

    «ВО» № 170, 4 августа 1905 г.

    Обвалы на Кругобайкальской железной дороге.

    «ВО» № 172, 6 августа 1905 г.

  • Август. В воскресенье, 7–го августа, в особо сформированном служебном поезде из Иркутска выехала на Кругобайкальскую жел. дорогу особая комиссия для приема в эксплоатацию участка Байкал–Култук. В состав комиссии входят чины управлений Забайкальской и Кругобайкальской жел. дорог.

    «ВО» № 173, 9 августа 1905 г.

    Работы по доделке Кругобайкальской дороги.

    «ВО» № 175, 11 августа 1905 г.

    После разрушительнаго ливня, вызвавшаго на Кругобайкальской жел. дороге целый ряд обвалов, недавно произошел новый обвал. Свалилось около 35 куб. с высоты до 15–20 сажен. При падении обвалом повреждена сухая кладка над галереей и кладка озерной стенки галерей, а также входная выемка тоннеля № 16. Интересно то, что на месте обвала, до появления его, одним из подрядчиков производились работы по выборке грунта над строющеюся галереею, причем работы производились без всяких крепей, что, возможно, и послужило причиной обвала. Уборка последняго и исправление кладки отнесены, однако, на счет казны.

    «ВО» № 179, 17 августа 1905 г.

    Обвалы на Кругобайкальской железной дороге, на участке Байкал–Слюдянка, после непрекращающихся дождей, приняли такие обширные размеры, что управление Забайкальской ж. дороги признало необходимым совершенно прекратить на нем движение. Пассажиры между названными станциями перевозятся в настоящее время пароходом «Лейтенант Малыгин». Транзитные же пассажиры перевозятся теперь со ст. Байкал прямо в Мысовую ледоколом. За последния дни, кроме обвала на 20–й версте, был большой оползень (400–500 кубов) на 56–й версте. Здесь предполагается даже устроить обходной путь.

    «Байкал» № 90, еженедельная газета, 19 августа 1905 г.

    Завтра на Кругобайкальскую жел. дор. выезжает особая подкомиссия, которая должна подготовить работы по описанию недоделок для окончательной передачи в эксплоатацию последняго участка Байкал–Слюдянка. В подкомиссии должны принять участие со стороны постройки начальники участков, начальники дистанций, начальники участков пути, некоторые начальники частей и старший инженер техническаго отдела.

    «ВО» № 185, 24 августа 1905 г.

  • Сентябрь. Обвалы на Кругобайкальской дороге.

    «ВО» № 195, 6 сентября 1905 г.

    Начальник Забайкальской жел. дороги инженер Свентицкий выехал на Кругобайкальскую жел. дорогу для осмотра участка Байкал–Култук, принимаемаго в эксплоатацию.

    В настоящее время этот участок детально осматривает подготовительная комиссия, выясняющая размеры тех средств, которыя потребуются на недоделки. Комиссия состоит из представителей от всех служб управлений Забайкальской и Кругобайкальской жел. дорог.

    В целях благополучнаго следования поезда начальника дороги начальником движения г. Карповым приказано: прекращать маневры за час до прибытия поезда начальника дороги на станцию, отдавать ему преимущество пред всеми другими поездами, кроме вспомогательных, и т.п.

    «ВО» № 198, 9 сентября 1905 г.

    На Кругобайкальской жел. дороге, близ ст. Шарыжалгай, на днях произошел новый обвал приблизительно в 150 кубов. На место происшествия выезжал начальник постройки инженер Симберг. Движение вновь совершается на ледоколах: товарное — на «Байкале», пассажирское — на «Ангаре». Опасаются на этом месте еще обвала.

    «ВО» № 199, 10 сентября 1905 г.

    На 108 версте Кругобайкальской ж.д. у тоннеля № 16 произошел обвал, как раз на том месте, где подрядчик Подлесский вел работы по удлинению галереи того же тоннеля. Тотчас же после обвала заведующий ремонтом пути 2 уч. инженер Волков предложил тому же подрядчику «немедленно приступить к уборке обвала по заявленной вами цене в 8 руб. за куб. саж.» Г. Волков не счел даже нужным изследовать причин обвала. Между тем, возможно, что обвал вызван нарушением технических условий при работах в галерее по отношению к откосам ея. Нам, например, передавали, что в данном случае не устраивались подпорныя стенки, как того требуют техническия правила. Если бы это было доказано, то расходы по уборке обвала должны были бы пасть не на казну, а на г. Подлесскаго.

    «ВО» № 202, 14 сентября 1905 г.

    На Кругобайкальской жел. дороге, близ ст. Шарыжалгай, на днях произошел новый обвал приблизительно в 150 кубов. На место происшествия выезжал начальник постройки инженер Симберг. Движение вновь совершается на ледоколах: товарное — на «Байкале», пассажирское — на «Ангаре». Опасаются на том же месте еще обвала.

    «Байкал» № 101, еженедельная газета, 18 сентября 1905 г.

  • Октябрь. 4 и 5–го октября линию Кругобайкальской ж.д. от Байкала до Слюдянки окончательно осматривала комиссия, состоящая из представителей Кругобайкальской и Забайкальской ж.д. Комиссия путешествовала в отдельном поезде, который останавливался при каждом сооружении или постройке. Тут же состоялась и окончательная передача этого последняго участка постройки в эксплоатацию.

    «ВО» № 226, 12 октября 1905 г.

    Представители Забайкальской ж.д., участвовавшие в комиссии по окончательной приемке Кругобайкальской ж.д., нашли возможным принять дорогу, о чем донесено министру путей сообщения. Крупныя недоделки, как подпорныя стенки, постановлено оставить на непродолжительное время для окончания в распоряжении начальников участков ремонта пути Кругобайкальской ж.д. г.г. Волкова и Туровича. Забайкальская дорога временно оставляет врачебный пункт в М. Баранчике, а затем перенесет его в Маритуй.

    «ВО» № 227, 13 октября 1905 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.