Lake Baikal

Хроника строительства железной дороги по льду озера Байкал по публикациям газет 1904 г.

Январь

  • В текущую зиму забайкальская железная дорога делает опыт устройства через Байкал от ст. Байкал до ст. Танхой укладки по льду озера рельсоваго пути для перевозки грузов вагонами посредством конной тяги. Прокладка пути и перевозка по нему грузов начнется в конце января или в начале февраля. В безопасности железнодорожнаго движения по льду никто не сомневается и опасаются лишь боковых ветров, но если опыт перваго года пройдет блестящим образом и установит факт безопаснаго сообщения через озеро по рельсовому зимнему пути, то в будущем забайкальскою дорогою будет упразднена дорого стоющая гужевая переправа и ускорится зимний скорый и удобный провоз грузов. Мысль о подобном рельсовом пути возникла в первый же год, когда потребовалась организация зимней гужевой переправы, и сторонником ея, как известно нам, был начальник коммерческаго отдела А.А. Криль.

    По сибирской железной дороге сделано телеграфное распоряжение о немедленной перевозке рельс в количестве, необходимом для уклада на 45 верст, для устройства пути по льду озера Байкала.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3624, 21 января 1904 г.

  • Распоряжение министра путей сообщения о подготовке к укладке рельсов через Байкал.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3625, 22 января 1904 г.

  • Укладка временнаго пути по льду Байкала сдана управлением забайкальской железной дороги подрядчику Кузнецу с платою 1700 р. с версты при условии окончить работу к 15 февраля, а по окончании операции свести материалы в склады конечных пунктов — Танхоя и Байкала; другими словами, путь чрез Байкал обойдется дороге в 68 000 руб.; за каждый день окончания работ раньше срока установлены премии в 3000 р.

    К работам приступлено 27 января. Опасаются недостатка в шпалах.

    По Байкалу параллельно телефонной линии решено установить линию телеграфа, которая обслуживала бы переправу в случае порчи телефона.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3631, 29 января 1904 г.

  • В настоящее время станции Байкал и Танхой забайкальской железной дороги усиленно работают. Штаты как агентов службы движения, так и коммерческих увеличены.

    К станции Байкал предъявлено управлением требование быть готовым принимать до 150 вагонов ежедневно к разгрузке.

    Вопрос о проведении по льду временнаго рельсоваго пути получил окончательную санкцию, и на станцию уже начали прибывать для этой цели рельсы.

    Для передвижения подвижного состава предложена паровая тяга маневровыми маленькими паровозами, так называемыми кукушками.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3633, 31 января 1904 г.

Февраль

  • Укладка пути по Байкалу идет деятельно; участковая ремонтная артель укладывает путь от ст. Байкал, а артель подрядчика Кузнеца ведет укладку навстречу, начав ее за 2 версты от ст. Байкал.

    «Восточное обозрение» № 27, 1 февраля 1904 г.

  • На Байкале 3 февраля утром в нескольких стах саженях от берега Танхоя образовалась трещина льда, идущая перпендикулярно укладываему по льду пути. На месте трещины стояли порожние платформы, которыя своей тяжестью отдавили лед по краям трещины и оказались в воде, но немедленно были отведены на безопасное место. Трещина в скором времени сошлась, от напора льда образовалось возвышение. Испорченный путь исправили.

    «Восточное обозрение» № 34, 10 февраля 1904 г.

  • Укладка рельсов по льду озера Байкала успешно подвигается вперед: с обеих сторон уже уложено 16 верст, производится постоянная подвозка материала.

    3 февраля передача с сибирской на забайкальскую железную дорогу рельсов и скреплений закончена. Всего передано рельсов 50 вер., болтов — 50 вер., костылей промежуточных 531/2 вер., стыковых — 50 вер., накладок 51 вер., подкладок двухдырных 50 вер. и подкладок трехдырных 2550 штук, по неимению их больше.

    Из числа 50 верст рельсов 45 вер. передано для Байкала, а 5 вер. для ст. Иркутск с целью воспособления ст. Иннокентьевской, чтобы таковую не забить вагонами.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3638, 6 февраля 1904 г.

  • Господин министр путей сообщения князь М.И. Хилков изволил оставаться в с. Лиственичном впредь до окончания рельсоваго пути по оз. Байкалу.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3639, 8 февраля 1904 г.

  • Укладка пути по льду идет довольно медленно. Уложено около 18 верст, рабочие живут в вагонах–теплушках, которые по мере укладки пути подвигаются вперед конной тягою. Снятый было с колес и укрепленный на сани паровоз вновь установлен на колеса и двигается по пути конною тягою вслед за укладкою.

    «Восточное обозрение» № 34, 10 февраля 1904 г.

  • К февралю предполагается окончание укладки рельсоваго пути по льду Байкала, по которому сейчас же начнется конная тяга свыше 2000 вагонов и 160 паровозов для дальнейшаго следования на Восток. Перевозка сдана г. Кузнецу по цене 45 р. за вагон без различия груженаго от порожняго, и по 250 руб. за паровоз. На Байкале при 20° морозах дуют сильные ветра.

    «Восточное обозрение» № 36, 12 февраля 1904 г.

  • Гужевая переправа войск по льду озера Байкал.

    «Восточное обозрение» № 36, 12 февраля 1904 г.

  • Мы слышали, что подрядчику Кузнецу сдаются забайкальской железной дорогой следующие новые подряды: во–первых, по перегонке конной тягой по рельсовому пути, уложенному по льду Байкала груженых вагонов по 45 руб. с вагона и паровозов в холодном состоянии по 270 р. Первых за Байкал предполагается отправить 3600 шт., вторых — 150 шт. В эту цену входит содержание пути Кузнецом во все время движения вагонов по льду Байкала, ремонт от сдвигов льда и т.д. Во–вторых, ему же сдается подряд по устройству на половине пути по Байкалу временных бараков для отдыха войск по цене 60 руб. с квадратной сажени. Так как у него от работы на кругобайкальской железной дороге остались ненужныя теперь ни ему, ни кому–либо другому баржи, то, перевозя их, он отлично заработает, ибо эта постройка обойдется ему не более 20–25 руб. с квадрата. По словам Кузнеца, 14–го он закончит укладку, подойдя к смычке с двух сторон.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3645, 14 февраля 1904 г.

  • Смычку пути по льду Байкала предполагали сделать 12 февраля. Таким образом, подрядчик Кузнец получит 9000 р. премии. Кроме того, тому же подрядчику, в виде премии же, сдается подряд по устройству временных бараков для войск на полпути на Байкале по цене 60 руб. с квадрата, перегонка конной тягой по уложенному пути по Байкалу подвижного состава по цене за каждый груженый вагон 45 руб. и паровоз в холодном виде 270 р. Первых предполагается перегнать 3600 шт., вторых 150 штук. В эту цену входит обязательство для Кузнеца содержать в исправности путь и исправлять повреждения от сдвигов льда.

    «Восточное обозрение» № 39, 15 февраля 1904 г.

  • 15 февраля смычка пути по льду озера Байкал произведена.

    «Восточное обозрение» № 40, 17 февраля 1904 г.

  • 17 февраля после молебствия в присутствии министра путей сообщения князя Хилкова 25 вагонов двинулись по ледяной железной дороге через Байкал.

    Установление таксы за перевозку вольными возчиками пассажиров и грузов по льду Байкала.

    «Восточное обозрение» № 42, 19 февраля 1904 г.

  • Вчера, 17 февраля, в 11 ч. дня. со ст. Байкал после молебствия, совершеннаго в присутствии г. министра путей сообщения князя М.И. Хилкова, отправился по железной дороге, проложенной по льду озера Байкала на ст. Танхой первый поезд в составе 25 вагонов, частью груженых; каждые 5 вагонов перевозятся совершенно свободно 8 лошадьми.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3649, 18 февраля 1904 г.

  • 18 февраля началось безостановочное движение вагонов железной дороги по льду Байкала лошадиной тягой.

    «Восточное обозрение» № 44, 21 февраля 1904 г.

  • С открытием зимняго рельсоваго пути по льду озера Байкала, в перегоне ст. Байкал–Танхой, совершается переправа груженых вагонов конною тягою, и, между прочим, 19 февраля переправлено через Байкал 75 вагонов, а 20 числа — 78.

    Содержание пути и перевозка вагонов, а если возможно и паровозов, лежит на подрядчике, который за переправу вагона получает по 45 руб., а паровоза — 200 руб.

    Вчера, 21 февраля, предполагалось произвести переправу через Байкал паровоза.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3653, 22 февраля 1904 г.

  • При сооружении рельсоваго пути по льду Байкала на Танхой предполагалось паровозы перевезти в полном виде, но опыты убедили в невозможности последняго. В настоящее время решено паровозы переправить через Байкал в разобранном виде, и поэтому в иркутском депо производятся экстренныя работы по разборке паровозов для переправы за Байкал, и необходимый для этого штат опытных слесарей вытребован из читинских и красноярских мастерских.

    Вследствие образовавшейся в 15 верст. от ст. Байкал трещины, с субботы, 21 февраля, передвижение по льду Байкала груженых вагонов приостановлено.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3655, 24 февраля 1904 г.

  • Объявлено Высочайшее повеление распространить военное положение на участки Забайкальской и Кругобайкальской дорог, на рельсовую и ледокольную переправу и на Кругобайкальский грунтовый тракт. На генерала Сухотина возложено обезпечение государственнаго порядка и объединение мер охраны этих путей.

    «Восточное обозрение» № 48, 26 февраля 1904 г.

  • Высочайшая благодарность за труд.

    «Восточное обозрение» № 48, 26 февраля 1904 г.

  • Несмотря на образование новых трещин и сдвигов льда, движение по рельсовому пути через озеро Байкал продолжается. С 18 по 26 февраля по рельсовому пути Байкал–Танхой переправлено 179 товарных вагонов и 190 — людских. Недостатка в лошадях также не чувствуется.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3659, 28 февраля 1904 г.

Март

  • Со времени устройства по льду Байкала рельсоваго пути, по нему перевезено уже 10 классных вагонов, 1142 — товарных, 375 теплушек, 218 платформ, 2 паровоза на собственных осях и 63 — в разобранном виде. Состояние льда — хорошее, количество лошадей и ямщиков — достаточное.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3671, 11 марта 1904 г.

  • К 15 марта, зимний рельсовый путь по Байкалу перебросит через озеро желаемое количество грузов и подвижного состава, и после этого будет немедленно приступлено к снятию этого пути.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3672, 12 марта 1904 г.

  • Представление иностранцев о зимнем рельсовом пути через Байкал.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3675, 15 марта 1904 г.

  • Бывшей вечером в субботу, 13 марта, на Байкале бурей причинена авария двух товарных вагонов, которые были переправлены конной тягой со ст. Байкал на ст. Танхой. Силой попутнаго ветра вагоны так сильно погнало вперед, что везшия их лошади не могли поспевать за ними, и ямщики принуждены были обрубить постромки. Один вагон от быстраго движения соскочил с рельс, а другой наскочил на него. Оба вагона совершенно разбиты.

    «Восточное обозрение» № 65, 17 марта 1904 г.

  • С 14 марта прекращена перекатка подвижного состава по рельсовому пути на льду озера Байкала, и с 15 марта приступлено к разборке и уборке пути.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3676, 16 марта 1904 г.

  • Нам передают, что сооружение зимняго рельсоваго пути по льду озера Байкала обошлось казне около 180 тысяч рублей, а его эксплоатационная деятельность — тысяч 70.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3678, 18 марта 1904 г.

  • Организация гужевой переправы по льду Байкала.

    «Восточное обозрение» № 65, 17 марта 1904 г.

  • Рельсовый путь, проложенный через Байкал и в настоящее время убираемый, вполне оправдал те надежды, какия возлагались на него строителями. По этому пути переброшено за Байкал большое количество вагонов и паровозов, причем последние перекатывались разобранными и отдельно от тендера. Все количество вагонов даже превышает первоначально предназначавшееся к отправке.

    Подрядчик, сооружавший эту ледяную железную дорогу, вопреки расчетам многих, едва ли возьмет слишком большие барыши, т.к. ему пришлось держать массу рабочих, необходимых для быстраго ремонта пути; а путь портился очень часто: то лед сожмется — и рельсы выгибает в дугу, то лед расходится — и рельсы разрываются, как бумажныя ленточки.

    «Восточное обозрение» № 68, 20 марта 1904 г.

  • С 18 февраля по 15 марта по зимнему рельсовому пути через Байкал перекачено по льду: 1639 крытых товарных вагонов, 411 вагонов–теплушек людских, 262 платформы, 65 паровозов (из них: 2 — на своих осях и 63 — в разобранном виде) и 25 классных вагонов. Стоимость этого железнодорожнаго предприятия, как мы уже сообщали,— 250 тысяч рублей.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3680, 20 марта 1904 г.

  • Награждение министра путей сообщения М.И. Хилкова орденом Белаго Орла и выражение монаршей признательности всем строителям ледового пути.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3698, 11 апреля 1904 г.

Апрель

  • Укладочные материалы от бывшаго на Байкале железнодорожнаго пути деятельно подвозятся к ст. Байкал, где грузятся на вагоны для дальнейшей отправки по линии — часть шпал, например, сгружена на ст. Михалево.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3690, 2 апреля 1904 г.

  • Его Императорскому Величеству благоугодно было в первый день светлаго Христова праздника осчастливить министра путей сообщения князя М.И. Хилкова Высочайшим рескриптом по поводу успешнаго устройства и эксплоатации временной железной дороги чрез озеро Байкал.

    Вместе с тем Его Величеству благоугодно было поручить князю М.И. Хилкову объявить всем потрудившимся над упомянутым высокополезным делом признательность Его Императорскаго Величества.

    Господин главный начальника края, согласно просьбы князя М.И. Хилкова, просит иркутскаго губернатора объявить об указанной Монаршей милости иркутскому уездному исправнику Харченко и приставу 2 участка кругобайкальской дороги Шабаеву как лицам, наиболее потрудившимся при означенных работах.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3693, 6 апреля 1904 г.

  • Работа по разборке временнаго железнодорожнаго пути, сооруженнаго по льду Байкала, сдана также подрядчику Д. Кузнецу по 500 руб. с версты и плюс 20 коп. за шпалу, всего таким образом уборка версты обойдется казне рубликов в 700. Работы начались с середины марта и уже заканчиваются подрядчиком. Как мы слышали, один из подрядчиков хотел взять на отряд работу по разборке пути по 165 руб. с версты, но... г. Кузнец сам начал исполнять подряд.

    «Восточное обозрение» № 83, 8 апреля 1904 г.

  • Весь укладочный материал, полученный от разобраннаго зимняго рельсоваго пути по Байкалу, т.е. рельсы, шпалы, пластины, переводные механизмы и скрепления, частью грузятся сейчас же на платформы и перевозятся на ст. Михалево, где устроен склад этих материалов, частью же складываются на ст. Байкал. На льду Байкала пока еще, до прекращения гужевой переправы, остаются не разобранными и линия телефона, и линия телеграфа, хотя на закруглениях многие телеграфные столбы, благодаря таянию льда, сильно накренились.

    «Восточное обозрение» № 91, 17 апреля 1904 г.

  • Зимний железнодорожный путь по Байкалу весь разобран, укладочный материал с него, т.е. рельсы, шпалы, пластины и скрепления частью на вагонах отвезены на ст. Михалево, частью сложены на ст. Байкал.

    Этот последний материал готовится для предполагаемых новых путей на ст. Байкал. При проложении этих путей придется сломать один из жилых домов, в котором в настоящее время помещаются начальник станции, два его помощника и начальник депо. Куда их поместить, пока еще не выяснено.

    За особые труды по организации байкальской переправы, засвидетельствованные господином главным начальником края иркутским военным генерал–губернатором, сенатором, генералом–от–инфантерии, графом П.И. Кутайсовым и министром путей сообщения князем М.И. Хилковым, Государь Император Всемилостивейше изволил пожаловать подарками, в виде золотых с гербами, осыпанными бриллиантами, часов, начальника забайкальскаго жандармскаго полицейскаго управления П.И. Бырдина, начальника штаба местной резервной бригады И.И. Попова и заведывающаго передвижением войск Домелунгсена, равным образом исправника Харченку, ротмистра Петлина и пристава Шабаева.

    «Иркутские губернские ведомости» № 3704, 17 апреля 1904 г.

  • Царские награды организаторам переправы по льду Байкала.

    «Восточное Обозрение» № 93, 20 апреля 1904 г.

  • Экологические последствия переправы по льду Байкала.

    «Восточное Обозрение» № 97, 27 апреля 1904 г.

Сентябрь

Октябрь

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.