Lake Baikal

Хроника строительства железной дороги по льду озера Байкал по публикациям газет 1904 г.

Январь

Февраль

  • Укладка пути по Байкалу идет деятельно; участковая ремонтная артель укладывает путь от ст. Байкал, а артель подрядчика Кузнеца ведет укладку навстречу, начав ее за 2 версты от ст. Байкал.

    «Восточное обозрение» № 27, 1 февраля 1904 г.

  • На Байкале 3 февраля утром в нескольких стах саженях от берега Танхоя образовалась трещина льда, идущая перпендикулярно укладываему по льду пути. На месте трещины стояли порожние платформы, которыя своей тяжестью отдавили лед по краям трещины и оказались в воде, но немедленно были отведены на безопасное место. Трещина в скором времени сошлась, от напора льда образовалось возвышение. Испорченный путь исправили.

    «Восточное обозрение» № 34, 10 февраля 1904 г.

  • Укладка пути по льду идет довольно медленно. Уложено около 18 верст, рабочие живут в вагонах–теплушках, которые по мере укладки пути подвигаются вперед конной тягою. Снятый было с колес и укрепленный на сани паровоз вновь установлен на колеса и двигается по пути конною тягою вслед за укладкою.

    «Восточное обозрение» № 34, 10 февраля 1904 г.

  • К февралю предполагается окончание укладки рельсоваго пути по льду Байкала, по которому сейчас же начнется конная тяга свыше 2000 вагонов и 160 паровозов для дальнейшаго следования на Восток. Перевозка сдана г. Кузнецу по цене 45 р. за вагон без различия груженаго от порожняго, и по 250 руб. за паровоз. На Байкале при 20° морозах дуют сильные ветра.

    «Восточное обозрение» № 36, 12 февраля 1904 г.

  • Смычку пути по льду Байкала предполагали сделать 12 февраля. Таким образом, подрядчик Кузнец получит 9000 р. премии. Кроме того, тому же подрядчику, в виде премии же, сдается подряд по устройству временных бараков для войск на полпути на Байкале по цене 60 руб. с квадрата, перегонка конной тягой по уложенному пути по Байкалу подвижного состава по цене за каждый груженый вагон 45 руб. и паровоз в холодном виде 270 р. Первых предполагается перегнать 3600 шт., вторых 150 штук. В эту цену входит обязательство для Кузнеца содержать в исправности путь и исправлять повреждения от сдвигов льда.

    «Восточное обозрение» № 39, 15 февраля 1904 г.

  • 15 февраля смычка пути по льду озера Байкал произведена.

    «Восточное обозрение» № 40, 17 февраля 1904 г.

  • 17 февраля после молебствия в присутствии министра путей сообщения князя Хилкова 25 вагонов двинулись по ледяной железной дороге через Байкал.

    «Восточное обозрение» № 42, 19 февраля 1904 г.

  • 18 февраля началось безостановочное движение вагонов железной дороги по льду Байкала лошадиной тягой.

    «Восточное обозрение» № 44, 21 февраля 1904 г.

  • Объявлено Высочайшее повеление распространить военное положение на участки Забайкальской и Кругобайкальской дорог, на рельсовую и ледокольную переправу и на Кругобайкальский грунтовый тракт. На генерала Сухотина возложено обезпечение государственнаго порядка и объединение мер охраны этих путей.

    «Восточное обозрение» № 48, 26 февраля 1904 г.

  • Высочайшая благодарность за труд.

    «Восточное обозрение» № 48, 26 февраля 1904 г.

Март

  • Бывшей вечером в субботу, 13 марта, на Байкале бурей причинена авария двух товарных вагонов, которые были переправлены конной тягой со ст. Байкал на ст. Танхой. Силой попутнаго ветра вагоны так сильно погнало вперед, что везшия их лошади не могли поспевать за ними, и ямщики принуждены были обрубить постромки. Один вагон от быстраго движения соскочил с рельс, а другой наскочил на него. Оба вагона совершенно разбиты.

    «Восточное обозрение» № 65, 17 марта 1904 г.

  • Рельсовый путь, проложенный через Байкал и в настоящее время убираемый, вполне оправдал те надежды, какия возлагались на него строителями. По этому пути переброшено за Байкал большое количество вагонов и паровозов, причем последние перекатывались разобранными и отдельно от тендера. Все количество вагонов даже превышает первоначально предназначавшееся к отправке.

    Подрядчик, сооружавший эту ледяную железную дорогу, вопреки расчетам многих, едва ли возьмет слишком большие барыши, т.к. ему пришлось держать массу рабочих, необходимых для быстраго ремонта пути; а путь портился очень часто: то лед сожмется — и рельсы выгибает в дугу, то лед расходится — и рельсы разрываются, как бумажныя ленточки.

    «Восточное обозрение» № 68, 20 марта 1904 г.

Апрель

  • Работа по разборке временнаго железнодорожнаго пути, сооруженнаго по льду Байкала, сдана также подрядчику Д. Кузнецу по 500 руб. с версты и плюс 20 коп. за шпалу, всего таким образом уборка версты обойдется казне рубликов в 700. Работы начались с середины марта и уже заканчиваются подрядчиком. Как мы слышали, один из подрядчиков хотел взять на отряд работу по разборке пути по 165 руб. с версты, но... г. Кузнец сам начал исполнять подряд.

    «Восточное обозрение» № 83, 8 апреля 1904 г.

  • Весь укладочный материал, полученный от разобраннаго зимняго рельсоваго пути по Байкалу, т.е. рельсы, шпалы, пластины, переводные механизмы и скрепления, частью грузятся сейчас же на платформы и перевозятся на ст. Михалево, где устроен склад этих материалов, частью же складываются на ст. Байкал. На льду Байкала пока еще, до прекращения гужевой переправы, остаются не разобранными и линия телефона, и линия телеграфа, хотя на закруглениях многие телеграфные столбы, благодаря таянию льда, сильно накренились.

    «Восточное обозрение» № 91, 17 апреля 1904 г.