Lake Baikal

Байкальские ледоколы

Идея устройства паромной переправы через озеро Байкал принадлежит, по–видимому, министру финансов России С.Ю. Витте и была впервые высказана в феврале 1893 г. Осенью того же года министр путей сообщения А.К. Кривошеин предложил построить временную ветку от Иркутска до побережья Байкала и устроить паровое сообщение через озеро. Паромная переправа должна была обеспечить перевозку поездов, идущих по Сибирской железной дороге, с одного берега Байкала на другой в течение, по крайней мере, девяти месяцев в году до тех пор, пока не будет найден путь для строительства Кругобайкальской железной дороги.

В те времена железнодорожные переправы действовали и в Европе, и в США. В качестве образца выбрали действующую железнодорожную паромную переправу через пролив Макино между озерами Мичиган и Гурон в Соединенных Штатах. Переправа действовала круглогодично, не в сибирских, но все же достаточно сложных погодных условиях. Перевозку железнодорожных составов обеспечивали два больших ледокола «St. Marie» и «St. Ignace». «St. Marie» имел деревянный корпус длиной 92 м, шириной 15.7 м, две паровые машины общей мощностью 3750 л.с. с винтами на корме и носу. «St. Marie» мог ломать лед толщиной до 0.5 м и брал на борт до 18 товарных вагонов.

Всего для обслуживания паромной переправы через Байкал было построено два ледокола. Предлагалось построить еще один–два мощных ледокола, но этот план не был осуществлен.

Ледокол «Байкал»

Прототипом первого байкальского ледокола стал американский «St. Marie». Возникала здравая мысль снабдить будущий ледокол более мощными машинами, чем у «St. Marie»,— до 6000 л.с., но от этой мысли довольно быстро отказались, равно как и от идеи построить ледокол в России.

Ледокол «Байкал» в байкальских льдах
Ледокол «Байкал» в байкальских льдах
Ледокол «Байкал» в байкальских льдах

18 декабря 1895 г. с английской фирмой «Sir W. G. Armstrong Whitworth & Co Ltd» был заключен контракт на постройку ледокола с гарантией прохода сплошного льда толщиной до 0.6 м и машинами общей мощностью 3500 л.с. Единственным принципиальным отличием нового байкальского ледокола от «St. Marie» должен был стать стальной корпус судна.

Англичане построили ледокол с невероятной скоростью. Уже к 15 июня 1896 г. корпус судна был не только готов, но разобран на части, и в этом же месяце доставлен из Англии в Санкт–Петербург. 15 октября 1896 г. было завершено изготовление паровых машин, которые в декабре были доставлены в Ревель. Из Петербурга и Ревеля детали ледокола по железной дороге были перевезены в Красноярск, затем на баржах и пароходах по Енисею и Ангаре, частично гужом и волоком,— в село Лиственичное на берегу Байкала. На перевозку груза общим весом 2500 тонн потребовался год.

Сборка ледокола на стапеле в Лиственичном началась в середине января 1898 года. 17 июня 1899 года состоялся торжественный спуск ледокола на воду. Первый байкальский ледокол конечно же получил название «Байкал». До конца года была построена верхняя палуба, рубки, выполнены отделочные работы, после чего с 4 января 1900 года начались ходовые испытания ледокола.

Корпус «Байкала» был выполнен из Сименс–Мартеновской стали. Все, что выше главной палубы, а также каюты и салон пассажиров I класса, были деревянными. На закрытой главной палубе парома располагалось три рельсовых пути, на которых помещались до 25 товарных вагонов. Ниже главной палубы находились каюты для судовой команды и пассажиров.

Ледокол «Байкал» у причала
Ледокол «Байкал» у причала
Ледокол «Байкал» у причала

«Байкал» был оснащен двумя стальными винтами на корме, около 4 метров диаметром каждый, и бронзовым винтом на носу. Последний был предназначен для облегчения ломки льда. Опыт эксплуатации показал, что ледокол «Байкал» способен уверенно колоть лед толщиной до 0.8 метра, более толстый ледяной покров — набегом. Скорость продвижения судна в ледовом поле толщиной около метра не превышала 5–7 км/час.

Первый рейс ледокол «Байкал» совершил 24 апреля 1900 года от порта Байкал в Мысовую, имея на борту два паровоза, три вагона, 16 тонн груза, 500 пассажиров и 167 лошадей. Рейс продолжался 17 часов.

Ледокол «Ангара»

Ледокол «Ангара» у причала
Ледокол «Ангара» у причала
Ледокол «Ангара» у причала

Как только был спущен на воду «Байкал», на этом же стапеле началась сборка второго ледокола — «Ангары». Он был построен все той же английской «Sir W. G. Armstrong Whitworth & Co Ltd» и доставлен в Лиственичное тем же путем, что и «Байкал». Второй ледокол был меньше размером и предназначался, главным образом, для перевозки пассажиров, он был способен преодолевать ледяные поля толщиной до полуметра. Технические характеристики байкальских ледоколов приведены ниже в таблице.

Ледокол «Ангара» был спущен на воду на два месяца раньше запланированного срока — 27 июля 1900 года, а с 1 августа он уже начал работать на переправе.

Основные характеристики ледоколов «Байкал» и «Ангара»
«Байкал» «Ангара»
Длина (м) 88.39 60.96
Длина по ватерлинии (м) 85.34 59.40
Ширина (м) 17.37 10.67
Ширина по ватерлинии (м) 16.31
Высота трюма (м) 8.69 7.62
Водоизмещение (тонн) 4200
Полезная грузоподъемность (тонн) 500 250
Количество топлива (тонн) 250 150
Осадка средняя (м) 5.64 4.57
Осадка кормой (м) 6.10 4.88
Количество паровых машин 3 1
Мощность паровых машин (л.с.) 3 x 1250 1250
Скорость хода в открытой воде (км/час) 18 22
Экипаж (чел.) 129 50

Ледокол «Байкал» по тем временам был вполне современным судном. К примеру, сцепка/расцепка переходного моста с паромом–ледоколом занимала всего около 8 минут, установка вагонов на судне — 20, сход вагонов с судна — 15 минут. В 1904 году, когда из–за войны с Японией потребность в перевозке через Байкал была максимальной, «Байкал» в среднем делал почти 3.5 рейса в сутки, а вся паромная переправа, в которой кроме двух ледоколов работали несколько кораблей и барж, перевозила за сутки с одного берега Байкала на другой больше 5 пар поездов. После ввода в строй Кругобайкальской железной дороги, начиная с 1905 года, паромная переправа через Байкал потеряла первостепенное значение, но продолжала работать до 1917 года.

О том, какой объем работ был выполнен байкальской паромной переправой можно судить по данным, приведенным в таблице ниже.

Результаты работы паромной переправы через озеро Байкал за 1901–1915 гг.*)
Год Ледокол Число Среднее число рейсов в сутки Перевезено
рейсов плаваний (сутки) грузов (тыс.т) пассажиров (тыс.чел.)
1901 «Байкал» 344.5 264 1.3 70.7 95.5
«Ангара» 230 207 1.1
1902 «Байкал» 383 261 1.47 129.3 84.8
«Ангара» 247.5 259 0.96
ст. Байкал — ст. Танхой
1903 «Байкал» 507 269 1.89 152.5 105.1
«Ангара» 268.5 270 0.99
1904 «Байкал» 912.5 263 3.47 108.8 621.4
«Ангара» 275.5 260 1.06
1905 «Байкал» 568.5 282 2.02 125.6 376.4
«Ангара» 165.5 235 0.7
1906 «Байкал» 545 237 2.3 158.0 80.3
«Ангара» 146 149 0.98
1907 «Байкал» 535 234 2.29 206.7
1908 «Байкал» 527 229 2.30 162.7
1909 «Байкал» 428 230 1.86 141.5
1910 «Байкал» 474 225 2.1 140.5
1911 «Байкал» 412 225 1.83 103.3
1912 «Байкал» 451 225 2.0 163.3
1913 «Байкал» 452 225 2.0 191.4
1914 «Байкал» 455 227 2.0 170.5
1915 «Байкал» 443 180 2.46 170.1

*) Таблица из Л.Г. Колотило, «Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико–географическому изучению и освоению озера Байкал в XVIII–XX вв.», СПб, Наука, 2004.

Судьба байкальских ледоколов

В 1918 году из судов паромной переправы большевиками была сформирована флотилия, и 11 августа этого же года в Мысовой, во время артиллерийского обстрела со стороны белых ледокол «Байкал» загорелся из–за попадания снаряда и сгорел полностью вместе с пристанью. Металлический остов ледокола в 20–е годы был отправлен на металлолом.

Ледокол «Ангара» участвовал в боевых действиях во время гражданской войны, уцелел, ходил по Байкалу в составе Восточно–Сибирского пароходства до начала 60–х годов, после чего был передан иркутской морской школе ДОСААФ, был заброшен, частично затоплен, долго бесхозно ржавел у берега. В настоящее время отремонтирован, и с 1990 корабль–памятник, один из старейших в мире уцелевших ледоколов, находится на вечной стоянке в одном из заливов Иркутского водохранилища в микрорайоне Солнечный.

© Магия Байкала