Озеро Байкал
Магия Байкала Озеро Байкал
Озеро Байкал Магия Байкала » История » Неводной промысел зимой
Озеро Байкал
Магия Байкала
О Байкале
Природа Байкала
Походы
Фотоальбом
Экология
Отдых на Байкале
Туры на Байкал
История
Форум

М.В. Бородкина, 1926 г.

Неводной промысел на Байкале зимой

Неводной промысел зимой начинается с конца октября (по ст. стилю). Ловля рыбы подо льдом производится с этого времени в сорах - Прорвинском, Черкаловском и Галутайском (до б декабря по ст. ст.), после чего артели «расшиваются»: часть рыбаков уезжает домой, часть же, объединившись в несколько больших артелей (человек по 60-70), выезжают за «сокуи» на «забереги» Байкала.

До «сорового промысла» в октябре, лишь покроются льдом озера, крестьяне, главным образом с. Большереченского, ловят неводом карасей.

Еще летом, вернувшись с карги, намеревающиеся добывать в озерах карасей, уговариваются с башлыком: «Ты, паря, шшитай меня карасей добывать!» - «Ну, ладно, шшитаю», скажет башлык, и на этом договор кончается. Для подлёдного промысла на карасей обычно употребляется невод, вышиной («стень») - 4 аршина, длина «столба» - 10 сажен, матня длиною 9 аршин, число ячей 300 в окружности. Артель собирается человек 20-25.

Выезжая рано утром на санях, едут к озеру (6 в. от селения), где пешнями долбят дыры; первой продалбливается большая прорубь - «запуск», от нее в стороны небольшие дыры «норила» на расстоянии 5 сажен друг от друга. Это расстояние измеряется обычно длиной «норила» - шеста, при помощи которого проводят подо льдом невод, постепенно уменьшая расстояние между «стенами». По средине, против запуска, выдалбливают перпендикулярно к нему большую прорубь - «прибор», через который и вытягивают невод людьми на «воротах». Вытащив невод до матни, высакивают рыбу в носилки, потом складывают в сани. Сделав в день одну, две тони, артель вечером возвращается обратно.

Рыбалка на карася продолжатся несколько дней, иногда неделю, пока лед на озере не сделается толщиной приблизительно в 1/2 аршина; с этого времени карась скрывается («уходит в тину»).

В осенний сезон 1925 года на озере Никиткином неводило четыре артели. Артель башлыка Низовцева добыла по 20 пудов карасей на пай (паев было 25). Кроме карасей, в озерах попадаются: щуки, окуни, а ранее, как говорят, были и язи.

Подледный промысел в сорах на сорожину17), как уже сказано, начинается в октябре. За несколько дней до промысла артель, собравшись у башлыка, «сшивает» «столбы», образуя невод в 250-300 и более сажен в длину18). После промера и проверки невода башлыком, его разделяют на несколько равных частей («столбов» по 6-7); расшивают по частям, при чем матня остается всегда с двумя «столбами». Невод укладывается на «пошевни»19), туда же кладутся «саки» для вытаскивания рыбы из матни, «норила» - жерди, длиною сажен 5-8, топор, дрова, посуда для варки «щербы» и чая.

17) Невод на сорожину для Прорвинского сора делается вышиной в 6 аршин, для Черкаловского в 41/2 аршина.

18) Зимний невод не смолится.

19) Сани розвальни.

Прежде чем выезжать на промысел, башлыки сговариваются о дне выезда; отъезд на зимнюю «соровую» рыбалку совершается в один день всеми артелями, т.к. от выбора места зависит и улов. В условленный день из с.с. Степно-Дворецкого, Истока, Большереченского и Посольского выезжают артели одна за другой в Прорвинский и Черкаловский сора. Первая артель, захватившая себе место, если только успеет положить «норила», имеет право оставить это место за собой; другие артели в таком случае не могут занять ее тонь. На каждую артель на Прорвинском соре приходится в сезон обычно по две свежих тони.

Захватив тонь, артель начинает долбить прорубь - «запуск», длиной сажени три, шириной в один аршин. От «запуска» в обе стороны долбятся «дыры», числом шестнадцать-семнадцать на расстоянии пяти, восьми сажен (длина норила). Расстояние между этими небольшими прорубями называется также «норило». Шестнадцать-семнадцать «норил» составляют «плечи» «запуска». Привязав к шестам «спуски», проталкивают их сначала в «запуск», затем от проруби до проруби, потом часть «спусков» вытягивается через последнюю прорубь плеча.

В это время «норило», не вытаскивая из воды, поворачивают «пешнями» перпендикулярно «плечам» и протаскивают далее по направлению выдолбленных уже прорубей, составляющих своею совокупностью «стену» тони. Продолжая «норить норило» по обеим «стенам», в то же время спусками подтягивают «крылья» невода к концу «плеч». В этот момент у «запуска» на льду остается матня не более как с 2-3 «столбами»; но вот «норила» идут далее по «стенам», быстро спускаются в воду «спуски», и рыбаки, проталкивая «норила» с той и другой стороны к «прибору», вытаскивают их на лед; на «воротах» начинают наматываться «спуски» и «крылья» невода, вытягиваясь, тянут за собой и матню. Версты 11/2-2 пространства захватывает собой невод. Когда он подошел к «прибору», на льду около него становятся по краям человека по четыре и деревянными «давками» давят нижнюю тетиву, чтобы не отставала от дна, и рыба постепенно, не имея выхода, попадала в матню. Вот «крылья» невода надо вытаскивать из воды, стоя около прибора в ичигах, с одетыми на них «базлыками» в теплых «куртиках», в кожаных рукавицах на руках, рыбаки при криках башлыка: «тряси, тряси, пушше тряси!» трясут часть невода, чтобы с него стекла вода; некоторые тут же «расшивают» по «сшивкам» и, не касаясь льда, чтобы не примерз, укладывают тут же на сани. Вот показалась матня! «Заполотничав» ее (подобрав, расправив), вытаскивают «саками» из нее рыбу; матню подбирать приходится уже голыми руками; кто не привык к этому, тому тяжело. Рыба высакана, часть ее тут же девицами чистится на льду для «щербы», остальная замораживается и в «пошевнях» увозится к зимовью20). Там она складывается в большие бочки, которые тут же заколачиваются.

Зимою тоня длится почти весь день; пока рыбаки приберутся, пока увезут на другую «тонь» «пошевни» с неводом и «спусками», уже начинает темнеть. Вычистив рыбу, девицы первые едут к зимовью на берег, где их ждет уже готовый чай и кипяток для варки «щербы». Постепенно друг за другом начинают собираться рыбаки в теплое зимовье, где приветливо топится железная печка, горит, скудно освещая своим светом, «жирник» или керосиновая лампа.

Для работ по зимовью обычно остаются двое подростков, которые и «дворничают»; на их обязанности лежит: напилить привезенные для дров «кряжи», прибрать в помещении, вымыть посуду, разжечь костры в «поварне» и нагреть для артели чаю и проч. Отогрелись рыбаки, похлебали «щербы», напились чаю... Кто улегся спать на посланной на полу соломе или сене, а молодежь, собравшись в уголочке, «балуется», хохочет... Старики беседуют, затрагивая всевозможные волнующие их вопросы; иногда кто-нибудь из грамотных вслух читает захваченную из дому книжку.

20) Зимовье - небольшая избушка из бревен с железной печью, служит приютом во время отдыха для рыбаков. Кроме стола и лавок в ней ничего нет. Спят рыбаки на полу на соломе, ложась в повалку, близко друг к другу, т.к. зимовье обычно очень тесное. Около зимовья, за наружной дверью, под небольшим навесом, называемым «поварней», разводится два костра для варки чая и «щербы».

Случается, что найдется среди рыбаков «бывалый» человек, который много изведал на своем веку, много видал всяких «историй»; он по просьбе рыбаков рассказывает одну за другой «бывальщины». Не обходится часто и без сказок, если есть среди промышленником «посказатель». «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли - ну скажем, примерно, как на Мысовой!» плавно льется речь сказочника. Тогда все, оставив свои разговоры, с глубоким интересом начинают слушать. До глубокой ночи сидят рыбаки, позабыв усталость, слушая интересные сказки, уносящие их воображение в область таинственного, чудесного, но имеющего много общего с их жизнью, их воззрениями на мир, на людей и природу. Различные реплики, взрывы хохота раздаются иногда у слушателей... Вот сказочник кончил. Тесно вповалку ложатся рыбаки в зимовье, где спертый воздух от накуренного табака, тесноты помещения, будет еще несколько часов отравлять их легкие... На рассвете, чуть дремлющий башлык, выйдя на улицу, посмотрит на «Кычиги»21), определит время по «Сохатому»22) или по «Утиному гнезду»23) и найдя, что пора вставать, будит «дворников» - варить рыбу и чай, а там и остальных членов артели...

21) Созвездие «Орион».

22) Созвездие «Большой медведицы».

23) Тоже «Малой медведицы».


Источник: Сибирская живая старина. Этнографический сборник, вып. II (VI), изд. Восточно-Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества, стр. 165-200, 1926 г.

 

Магия Байкала О Байкале Природа Байкала Походы Фотоальбом Экология
Отдых на Байкале Туры на Байкал История Форум

Copyright © 2003-2017.
Условия использования материалов сайта Магия Байкала.
E-mail.