Lake Baikal
М.В. Бородкина, 1926 г.

Неводной промысел на Байкале летом

Лов рыбы производится как одиночным порядком, так и артельно. Рыболовная артель — организация временная; по окончании промысла объединение считается недействительным, и рыбак, желающий участвовать в рыбной ловле в тот или иной период, должен снова сговариваться с тем башлыком, под руководством которого он хотел бы работать; таким образом, он заранее, как говорят крестьяне, «запасается башлыком».

Летние артели организуются еще зимой — в апреле или мае месяце; когда башлык регистрирует свою артель в Рыбкоопе9),состав артели уже определен. Каждый рыбак, вступающий в артель, обязуется во все время промысла участвовать в работе; если он почему–либо принужден уйти с промысла — напр., поссорился с башлыком, не захотел работать и проч. — и причина не является уважительной, он лишается права на получение добытой рыбы. Однако то количество времени, которое он пробыл в артели, ему компенсируется.

9) Каждый рыбак вносит в Рыбкооп определенную сумму денег за право рыбной ловли в Байкале в тот или иной период года — так сетовщик (член Рыбкоопа) вносит 2 р. 50 к., не–член — 3 руб.; неводчик — 2 руб. (не–член 2 р. 50 к.). Рыбак, желающий промышлять только на сору, вносит 50 коп.

«Башлык» — глава артели. Ему во время промысла подчиняются все рыбаки10); помощником его является «подбашлычье», который заменяет башлыка, когда тот в отлучке; кроме того, он правая рука башлыка во время промысла.

Каждый член артели имеет определенное количество рыболовных снастей. Так, входя в неводную артель, рыбак должен иметь свой «столб» (8 сажен) и «спуск» (50 сажен); за это он получает «пай» рыбы.

Башлык неводной артели, кроме «столба», имеет большую лодку, грузоподъемностью пудов на 500,— «неводник» (идет за «пай»), матню для невода и два ворота, которые также идут за «пай». Таким образом, у него три «пая». Бывает, впрочем, и так, что башлык имеет неводник, матню и ворота, а «столба» у него нет и наоборот — у него есть только «столб». Тогда неводник, матня и ворота берутся у кого–либо из рыбаков. Башлык за свои знания и опытность не получает никакого вознаграждения; при дележе добытой рыбы он получает такой же «пай» рыбы, как и остальные члены артели.

Кроме членов артели, непосредственно участвующих в промысле, нужно отметить: «стряпку» и «писаря», которые получают т.н. «суховые» паи11). Суховым паем ранее пользовался также «посказатель», не имевший «столба» и не принимавший непосредственного участия в промысле; он получал за свои сказки также пай рыбы. Помимо «суховых», существуют еще т.н. «вычетные» паи. Таким паем пользуется рыбак, дающий в артель «столб» и сумму, следуемую работнику (11–15 руб.). Сам пайщик, внеся деньги, непосредственно в ловле рыбы не участвует. Сумма, полученная от него, идет на те или иные нужды артели — выплата оброка, покупка чая и проч.

Неводные артели летом составляются обычно из 25–30 человек. Зимние неводные артели имеют большее число участников, чем летние, но по количеству таких артелей меньше: так, в с. Степно–Дворецком артелей, промышляющих зимой на Байкале с декабря и далее, всего две; в с. Посольском также две (человек по 50–60), в то время как летом в одном Степно–Дворецком их до 6.

10) Нужно заметить, что около башлыка всегда группируется кружок рыбаков, которые и составляют почти не меняющееся ядро артели.

11) Иначе говоря, они (т.е. стряпка и писарь) не имеют «столбов».

В рыбной ловле участвуют как взрослые (мужчины и женщины), так и подростки; последние получают одинаковую часть добычи с остальными членами артели. Ранее, когда промысел на Посольском берегу Байкала был лучше, число участников было более; артель составлялась из 60–70 человек. Теперь, по словам рыбаков, артели численностью уменьшились, а в связи с этим не ощущается надобности в больших «неводниках». Так, в с. Большереченском, Посольском и Степно–Дворецком мы уже не встретили тех больших «неводников», какими еще пользуются рыбаки соседнего Кударинского района.

Выезжая на летний промысел («на каргу») на лошадях или в лодках12), каждый член артели везет с собой значительный запас хлеба в деревянной кадушечке с крышкой, запирающейся на замок. У каждого имеется подушка, потник или шуба, служащая ему постелью. Одеты рыбаки в ичиги, ватные тужурки — «куртики»; у многих бывают брезентовые дождевики — «лобашаки». На головах у мужчин вместо фуражки нередко можно увидеть меховую шапку. Девицы в ситцевых платках; они имеют обыкновенно два комплекта одежды: юбка, кофточка и фартук (все время сухие — их они одевают, когда вытянут или «замечут» невод), для работы же на море одевают «бродянки» — старенькая холщевая или ситцевая юбка, короткая, в которой обычно бродят в воде во время рыбалки.

Если едут на лошадях, то «неводник» и другие лодки привязываются на две телеги без «обводней» и короба («крючья»). Башлык, имеющий «неводник», кроме того везет матню, якорь, две чаши — одну для вытопки жира, другую для варки ухи, и котел для чая13), топор. Каждый рыбак везет свой «столб» и «спуски». По приезде «на каргу», первой заботой рыбаков является: поставить балаган, разместить в нем свое имущество, поставить привезенные из дому два столика, «треног» для воды, лагуны и бочки для рыбы, устроить загородку для лошадей — т.н. «конский двор», куда ставится бочка для сена и корыто для овса и воды.

12) Большею частью, едут на лошадях до Истока; отсюда спускаются к Черкаловскому сору — едут по болотистой местности («бродками»), где вода достигает иногда выше оси.

13) Чай берется обычно кирпичный.

Для постройки балагана привозятся: 4 слеги, толщиною в 3 вершка, длиной 5–6 аршин, 4 стойки («сошки»), 40–50 жердей, длиной аршин 10–11, корье лиственницы — 180 штук (привозится верст за 60–70 от побережья), 3 доски, служащие вместо скамеек, и затем небольшие тонкие доски вместо кроватей (настилаются по сторонам балагана б.ч. для девиц). Поставив 4 столба на расстоянии 5 аршин друг от друга, на них кладут слеги, к которым кругом приставляются жерди. Сверху жерди покрывают корьем, оставляя отверстие для выхода дыма. Внутри балагана на слеги перекидывается шест, на который привешиваются котлы (под ними разводится костер). В «сошки» с трех сторон вправляются доски — «правила», которые служат вместо скамеек. Около «правил» в двух углах ставится два столика.

Вход в балаган (делается не со стороны моря) — отверстие ниже роста человека; к нему иногда приделывается дверь, но чаще оно просто закрывается рогожей. Влево от входа складываются вещи рыбаков («лопоть»), направо ставится «треног» (ушат с водой). За скамейками вплоть до стен настилаются доски, на которых, послав «потник» или шубу с подушкой, спят члены артели.

Справа от балагана (около входа) — навес из прутьев, влево — изгородь высотою 1–11/2 арш. Под навесом складывают «лагуны» для засолки рыбы. В старое время, когда были хорошие промыслы, здесь устраивались лари, куда складывалась только что пойманная рыба; тут она чистилась и засаливалась. За изгородью, неподалеку от балагана,— место для дров; последние доставляются каждым членом артели по 1/4 саж. в сезон. Около дров, на 4 кольях,— доска, служащая для чистки рыбы. «Сушила» ставятся тут же около балагана для развешивания мокрых «бродянок». В саженях четырех от «сушил» устраивается из ряда елок без крыши и дверей загородка; это — т.н. «конский двор», куда помещают лошадей для корма и отдыха; там им ставится корыто и бочка для сена. Наконец, где–нибудь около балагана устраиваются и весы (обычно простые) для развешивания пойманной рыбы.

Устроив балаган, который делается всею артелью, рыбаки «сшивают столбы», предварительно их промерив, «вшивают» и матню, получая таким образом общий невод14).

Невод на омуля обычно вяжется из конопляного «мота»; длина его зависит от количества участников артели, которые «вшивают» свои части невода — «столбы», длиной по 8 сажен. Высота невода («стень») — около матни 10 аршин, ближе к «ушам» невода — 8 аршин15). Полотно невода («провезь») вяжется обычно по четыре ячеи в четверти аршина (считая ячею по диагонали); ранее невод вязался с более мелкими ячеями, число которых доходило до шести–семи в четверти; теперь такая частая вязь делается только в «матне».

14) Надо заметить, что перед отъездом на промысел каждый член артели смолит свою часть невода и спуска. Для осмолки снастей берется одна часть смолы и три части воды; смола разбавляется горячей водой и в эту теплую массу опускается «столб», после чего снасть развешивается на вешала или расстилается на траве.

15) Зимою неводят на более мелких местах, чем летом, поэтому вышина «столба» делается от 4 до 5 арш.

По длине полотна невода с той и другой его стороны продергивается («насаживается») довольно толстая, в четыре «пряди», веревка — «тетива» («верхняя» и «нижняя»). По верхней тетиве на расстоянии пяти–шести вершков один от другого привязываются на веревочках («постегонках») четырехугольные «наплавья» — чурбашки из кедрового дерева, длиной вершка четыре, шириной два–два с половиной. По нижней тетиве привязываются так же на «постегонках» «кибасья» (булыжник весом до 1 фунта и более, помещенный в очищенную бересту). «Кибасья» привязываются на расстоянии 10–12 вершков друг от друга.

Центральную часть невода занимает «матня» — сеткообразный круглый мешок длиной от 15 до 17 аршин. К «матне», к верхнему ее краю, привязывается «ловля», представляющая собою два деревянных полукруга диаметром до 3/4  аршина, соединенных под прямым углом. «Ловля» служит для того, чтобы матня была все время и вертикальном положении; кроме того, она показывает башлыку положение невода: когда один полукруг плывет по воде, другой виден над поверхностью ее.

Все «сшитые» «столбы» по ту и другую сторону матни носят название «крыльев» невода; верхняя и нижняя тетивы на концах «крыльев» связываются узлами и образуют «уши» невода. К «ушам» привязываются толстые веревки «двенадцатирик» (составляется из двенадцати прядей), «спуски», общая длина которых также определяется числом участников артели. Каждый из них дает «спуск» по 50 саж. Таким образом, если число членов артели 30 человек, то длина всего невода со «спусками» будет (8 саж. х 30)+(50 саж. х 30) = 1740 сажен, почти З1/2 версты.

Ранним утром, лишь только начинает показываться солнышко, башлык будит членов артели; последние, быстро собравшись, идут к неводнику, в который «набран» заранее в определенном порядке невод. Верхняя часть с «наплавьями» лежит в одну, нижняя с «кибасьями» в другую сторону; тут же кругами укладываются «спуски».

На берегу, на расстоянии 150 сажен, устанавливается два «ворота», приводимые в движение лошадиной силой. Несколько человек, взяв конец одного «пятового» спуска, обводят его два раза вокруг «ворота»; конец спуска держится стоящим около ворота рыбаком, который начинает понемногу «гонять» лошадь около «ворота» и тем приводит его в движение. В это время рыбаки начинают отплывать в неводнике от берега, держа направление прямо в море; человек 10–12 (по четыре в ряд) сидят в «гребях». По ту и другую сторону невода становятся двое мужчин, постепенно выбрасывающих один за другим «спуски». Но вот «спуск» кончился, и башлык, всё время наблюдающий за «метальщиками», поворачивает неводник» почти перпендикулярно первому направлению. В то время те, берясь в раз за верхнюю и нижнюю тетиву, начинают сбрасывать постепенно первое «крыло» невода, затем матню и второе «крыло». Когда весь невод выброшен, «неводник» поворачивает к берегу, и «метальщики», медленно выбрасывая второй спуск, иногда удерживают его, чтобы невод вытянулся сильнее. Во все время «метания» невода гребцы непрерывно гребут; подъезжая к берегу, бросают конец второго спуска, где его наматывают на второй ворот. Выскочив из неводника прямо в воду, подтянув лодку к берегу, смеясь, обдавая друг друга прозрачной струей воды, рыбаки и рыбачки бегут в балаган. Около «воротов» остается по два человека дежурных, на обязанности которых лежит укладывать кругами спуск и затем стаскивать его опять в неводник.

Вытягивание «спусков» «воротами» длится часа полтора, два; в течение этого времени девицы, сбросив с себя мокрые «бродянки», одевшись в сухое платье, успевают высушить «бродянки» на солнце или около костра в балагане и вместе с остальными членами артели пьют приготовленный «стряпкой» чай. Шутки, смех, разговоры раздаются то там, то здесь. Башлык и подбашлычье частенько выбегают из балагана — посмотреть, как идет работа у «воротов» (не лопнул ли «спуск», не загоняли ли лошадей). Гоняют лошадей б.ч. девицы, звонкие песни которых далеко раздаются по берегу.

Как только спуски вытянуты, показываются «уши» невода; башлык отдает приказание рыбакам приготовиться «тянуть» невод. Босиком, захватив с собой «лямки» (короткая палка с веревочной петлей, при помощи которой удобнее тянуть невод), они быстро бегут к неводу. Заходя в воду нередко до пояса, становясь около того и другого конца «крыла», тянут рыбаки невод, постепенно приближая крылья друг к другу. В это время башлык, сев в небольшую лодку («подъездок»), подъезжает к матне и оттуда делает свои замечания рыбакам, если тяга невода идет неровно.

Когда большая часть невода вытянута, рыбаки, стоящие по ту и другую сторону матни, в такт перебирая ногами, стараются, чтобы нижняя тетива прилегала плотно ко дну, и рыба не ушла бы обратно в море: не имея выхода, рыба сбивается к матне и около нее. Подтянув невод — на берег его не вытягивают — рыбаки, стоя в воде, руками «заполотничав» (т.е. подобрав) края матни, начинают «высакивать» (саками) рыбу из матни в «подъездок» или другую небольшую лодку; оттуда ее таскают носилками вместимостью 4–41/2 пуда к балагану. Часть рыбы, главным образом мелочь — сорожина, окунь, идет на «варю» («щербу»), более лучшая засаливается. Надо сказать, что способ приготовления рыбы довольно однообразен.

«Щерба», состоящая из одной воды и рыбы, служит повседневной пищей членов артели. На промысле нет ни молока, ни овощей, ни сахару; хлеб обычно ржаной, и лишь изредка домашние присылают из дому пшеничных калачей. Одним из лакомых блюд на рыбалке летом является жареная на «рожнях» рыба. Конечно, употребление в пищу жареной рыбы возможно лишь при хорошем улове, когда попадается достаточное количество большой по размерам жирной рыбы. Обычно омули и хариузы рыбаками засаливаются тут же на промысле и идут в первую очередь на продажу для уплаты «оброка» 16).

С утра до вечера, а если тихая ночь, то и ночью, работают рыбаки, «заметывая» и «выбирая» невод, чистя и засаливая рыбу. Тони три (редко четыре) в сутки проходит у них, если погода ясная; одна тоня длится часа четыре, пять.

Хорошо, если рыбы попало много: весело и дружно идет тогда работа членов артели. Бывает, что погода стоит ветреная, идет дождь; тогда артель отдыхает, и рыбаки, как обычно выражаются в таком случае, «лежат». Постоянное общение с природой, наблюдения изо дня в день над различными изменениями погоды и связь ненастья или «ведра» с привалом рыбы к берегам, создали не одну примету у рыбаков, из которых не безынтересно отметить некоторые: «Если горы рано утром коптетца начинают, после полудня ветер будет», «если солнце сначала будто выйдет, а потом мороком покроется, ветер и ненастье будет», «если на заморском берегу белый морок пойдет, в вечеру ветер жди», «морок начал расходитца — адали ведро будет», «если середина молодого месяца тонкая и месяц стоит прямо — как бы на одном рожке — будет ведро», «солнце в морок сяло, ненастье будет», «если Бугульдейка топитца, ветер с заморской стороны будет, оттуда же жди и ненастья», «если Темлюи (горы) топитца начинают — жди Култука (южного ветра), «если Горная (западный ветер) дует сильно, рыбы не будет». «Сивер (северный ветер) всегда с рыбой», «если дует Баргузин — будет рыба», «если до полудня дует Култук (южный ветер), а с полудня поворачивает Баргузин — жди привала рыбы».

16) Соль кладется из расчета 8 ф. на два пуда рыбы, причем употребляется только поваренная («усольская»), т.к. от каменной соли рыба, по словам рыбаков, ржавеет. Вычищенная рыба правильными рядами укладывается в лагуны. Специалистов засольщиков и «чищалок» на посольском берегу не нанимают; рыбу чистят обычно девицы сообща.

Отсюда видно, что и направление ветра имеет известное значение при ловле рыбы.

Летнее каргинское рыболовство продолжается весь июнь, захватывая иногда, если хороший промысел, и первую половину июля.

Источник: Сибирская живая старина. Этнографический сборник, вып. II (VI), изд. Восточно–Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества, стр. 165–200, 1926 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.