Lake Baikal
Мы в Dzen
Мы в Telegram

Заключение

Мы вкратце познакомились с основными особенностями природы Байкала и с основными крупными хозяйственными вопросами, связанными с этим озером. Мы видели исключительное своеобразие природы, озера и грандиозность связанных с Байкалом хозяйственных проблем. Все это обнаруживается, однако, лишь при более глубоком знакомстве с этим замечательным озером, а многие видели Байкал только из окна вагона, проезжая по железной дороге, которая проходит по его южному берегу от ст. Байкал до ст. Боярская, а затем отклоняется к югу по долине реки Селенги. Даже при таком мимолетном знакомстве Байкал производит неизгладимое впечатление, особенно сильное на пути от ст. Байкал до ст. Култук.

Именно на этом участке поезд идет по самому берегу озера, нигде не отклоняясь от него на сколько–нибудь значительное расстояние. Железная дорога проходит здесь через многочисленные туннели и виадуки, которые проделаны в круто спускающихся к водам Байкала прибрежных скалах, по мостикам, перекинутым через горные потоки, устремляющиеся в Байкал из каждой пересекаемой железнодорожной линией пади (долины). Во многих местах поезд идет по узкому карнизу над самым Байкалом, и в некоторых местах видна темная пучина больших глубин, начинающихся почти от самого берега, так как спускающиеся почти отвесно прибрежные скалы продолжаются такими же крутыми уклонами и под водой. В этих местах хорошо виден синий цвет байкальской воды.

Всякий, проезжающий мимо Байкала в любое время года, кроме марта–апреля, сможет убедиться в том влиянии, которое оказывает Байкал на климат, главным образом на температуру воздуха, т.е. ощутить заметное похолодание в течение первой половины лета и потепление в осенние и зимние месяцы, которые наблюдаются на берегах Байкала по сравнению с окружающей его местностью. Весной бросается в глаза, насколько задержано здесь развитие растительности и цветение растений, а осень на берегах Байкала наступает значительно позже, чем в ближайших его окрестностях.

При таком беглом посещении Байкала почти невозможно познакомиться с замечательным растительным и животным миром его вод. Разве встретятся местами выброшенные на берег губки да видны на дне яркие зеленые водоросли. На железнодорожных станциях можно купить, обычно в копченом виде, байкальского хариуса или омуля.

Если у проезжающего есть возможность и желание высадиться на Байкале для того, чтобы провести на нем один или несколько дней, то можно рекомендовать сделать это на ст. Байкал. Переправившись на пароходе местного сообщения на противоположный берег реки Ангары, можно попасть в поселок Лиственичное и оттуда пройти пешком некоторое расстояние по берегу Байкала.

Самое лучшее первоначальное знакомство с Байкалом можно получить, если, располагая временем от 7 до 10 суток, высадиться на ст. Байкал и сесть на пароход, который совершает регулярные рейсы вокруг всего Байкала. Первая остановка парохода производится в Ольхонских Воротах в бухте Загли, являющейся крупным рыбопромысловым центром. Далее пароход обычно пересекает Байкал и идет к селению Горячинск, в котором имеется курорт Горячинский, расположенный на одноименном горячем источнике.

Далее пароход направляется в Баргузинский залив к устью реки Баргузин, где расположен крупный хозяйственный центр — селение Усть–Баргузин, где имеется рыбоконсервный завод. Усть–Баргузин расположен на низменном перешейке, соединяющем гористую часть полуострова Святой Нос с континентом. В его окрестностях имеются древние береговые валы — признаки постепенного намывания берега водами Байкала и в то же время интенсивного перемещения береговых наносов вдоль берега по направлению к гористой части полуострова Святой Нос. Эта гористая часть полуострова прекрасно видна до подхода к Усть–Баргузину в виде горного хребта к северу от Баргузинского залива. Из Усть–Баргузина, мимо Ушканьих островов, пароход идет в Чивыркуйский залив, отличающийся своей живописностью. К югу от него находятся горные вершины полуострова Святой Нос, а с севера вершины Баргузинского хребта, обычно покрытые снегом. Пароход проходит в глубину Чивыркуйского залива к местному рыбопромысловому центру, носящему название Покойники по имени мыса, на котором он расположен. При входе в Чивыркуйский залив прекрасно видны многочисленные его бухты и красивые, разбросанные по заливу острова.

Следующей обычной остановкой парохода бывает поселок Сосновка на восточном берегу Байкала. На пути в Сосновку хорошо виден участок берега, на котором скалы спускаются в виде отвесной стены в озеро. Вблизи Сосновки — в губе Давша — находится соболиный заповедник, в котором производится научно–исследовательская работа по изучению ценнейшего пушного зверька, которым славится Баргузинский хребет,— соболя. Пересекая Байкал вкось на север, пароход постепенно приближается к западным берегам северного Байкала, которые видны издали, так как берег Байкала на этом участке находится у подножья Северобайкальского горного хребта, заснеженные вершины которого бывают хорошо видны и с противоположного берега. Пароход подходит к западным берегам северного Байкала обычно возле Котельниковского мыса, замечательного тем, что здесь имеется самый горячий в Прибайкалье источник с температурой до 71°. Источник этот, однако, не каптирован и не приспособлен еще для лечебных целей. Небольшая хибарка и примитивный жолоб, по которому идет горячая вода, поставлены местным населением, издавна пользующимся этим источником как лечебным.

К югу от Котельниковского мыса находится замечательная по своей живописности гора Синяя, верхний край которой почти совершенно прямо тянется на протяжении многих километров, а ровный, но крутой склон подходит почти к самым берегам Байкала.

Вдоль западного берега северного Байкала пароход продолжает свой путь до самой северной оконечности озера, где сейчас расположен центр Северобайкальского района — селение Козлово. Селение это возникло в 1933 г. на месте бывшей небольшой деревни, имевшей название Губа. Районный центр был перенесен сюда после того, как в 1932 г. при исключительно высоком стоянии уровня Байкала, во время одного из осенних штормов был почти полностью разрушен прежний центр Нижнеангарск, носивший также название Чичевки, расположенный на низменной косе в устье реки Кичеры. Еще сейчас можно видеть остатки строений, бывших на месте прежнего центра в Чичевках, от которого сохранились лишь немногие постройки, связанные с рыбным промыслом. Козлово и Чичевки, вместе продолжающие носить название Нижнеангарска, являются не только районным центром обширного района, примыкающего к северному Байкалу, из которого и к которому сходятся все пути из обширных таежных районов, богатых многими минеральными и иными ценностями, но и крупным центром рыболовства на Байкале. Непосредственно к устью впадающей возле Чичевки реки Кичеры примыкает так называемый Ангарский сор, т.е. отшнуровавшаяся некогда от Байкала часть, отдаленная от него узкой песчаной косой, носящей здесь название Ярки.

Обратный путь пароход совершает обычно вдоль западных берегов Байкала, минуя Котельниковский мыс, вдоль всего живописного Северобайкальского хребта, подходящего вплотную к берегам озера.

Подойдя к Малому морю, пароход иногда останавливается в местности Онгурены, откуда имеется дорожное сообщение с Якутским трактом и далее на юг идет либо Малым морем, либо, огибая его, вдоль восточного берега острова Ольхон. Путь Малым морем интересен тем, что хорошо видны все особенности строения этого района, возникающие из–за дующих здесь исключительно сильных ветров — сармы. Обращенные к Малому морю берега острова Ольхона, как бы изъеденные прибоем, круто спускаются к водам озера. Противоположный же берег Малого моря — континентальный — замечателен своими многочисленными мысами, намытыми прибоем Байкала, направленным вдоль Малого моря. При дальнейшем следовании пароход снова подходит к Ольхонским Воротам и вдоль западных берегов южного Байкала возвращается в порт Байкал.

Все путешествие вокруг Байкала занимает от 7 до 10 дней.

Если есть возможность высадиться где–либо на берегу Байкала во время его объезда на пароходе хотя бы до следующего рейса парохода, то можно рекомендовать это сделать в одном из следующих трех пунктов: Усть–Баргузин, Козлово (Нижнеангарск) или Загли (Ольхонские Ворота). В каждом из этих пунктов можно пешими экскурсиями в стороны и по берегам Байкала глубже подойти к знакомству с бытом и особенностями жизни и работы местных рыбаков, в разговоре с ними узнать много интересного о Байкале, а также повидать немало живописных мест.

Тот, кто, живя на берегах Байкала, захотел бы своими наблюдениями над его природой оказать посильную помощь делу его исследования, также может обратиться на станцию Академии наук, где он получит нужные для работы указания и советы. Следует помнить, что есть очень много таких наблюдений над природой Байкала, которые нуждаются в том, чтобы по ним был собран массовый материал, относящийся к различным точкам побережья. Лишь при сборе массового материала эти данные приобретают большое практическое и теоретическое значение. Таковы наблюдения над состоянием поверхности Байкала (волнение), уровнем его вод, над температурой воды, над всеми явлениями, связанным с замерзанием и вскрытием озера, а также с состоянием ледяного покрова. Могут представить значительный интерес и некоторые сборы байкальских животных и растений. Для всего этого требуется не столько оборудование, сколько добрая воля наблюдателя, его интерес к этим наблюдениям и систематичность, при которой они велись бы без пропусков в течение возможно более продолжительного времени. Все это зависит не от чего иного, как от самого человека и его интереса к делу.

Источник: Г.Ю. Верещагин. Байкал. Научно–популярный очерк. Под редакцией Д.Н. Талиева. Москва, 1949 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.