Lake Baikal
Ф.В. Елизов, 1873 г.

Рыбная и звериная промышленность по берегам озера Байкал

1.

От истока Ангары до с. Култук будет, по крайней мере, верст девяноста. Местность гористая, с громадными скалами и утесами, не представляет никаких удобств как для хлебопашества, так равно и для сенокоса; кроме некоторых падей около горных речек, таких как: Ивановка, Шумиха, Половинная и Крутая губа. В эти речки весной, по вскрытии озера Байкал, идет вверх по течению для метания икры единственная в то время рыба — хайрюз; осенью же она плывет обратно в Байкал.

На этом пространстве, на горах и в чаще лесов, водятся различные звери: медведи, изюбри, кабаны, росомахи, волки, рыси, козы, лисицы, кабарги, хорьки, горностаи и белки.

Хайрюз на Байкале ловится неводами; эти последние бывают около 70–ти сажен длины и 7 аршин ширины. Промыслы эти начинаются с 10–го мая и кончаются 1–го июля. Добытую в это время рыбу отправляют в Иркутск на лодках в свежем виде; в ноябре же месяце везут ее уже мерзлую.

2.

Селение Култук расположено на самом берегу оз. Байкал и подле реки Култушной, вытекающей из гор и имеющей от вершины до устья около тридцати верст длины. В эту речку по вскрытии льда на Байкале идет для метания икры тоже хайрюз.

На расстоянии 200 верст, от Култука до Посольска, кроме почтовых станций никаких селений не находится. На этом пространстве вытекает много быстрых горных рек: Утулик, Мурин, Снежная, Выдрина, Мишиха, Мысовая и Матуриха, не говоря о многих мелких ручьях, не имеющих названий. В них точно также, по вскрытии озера, идут для метания икры различных сортов рыбы, как то: в Утулик и Мурин — хайрюзы и ленки; в Снежную — хайрюзы, ленки, таймени и налимы; в Выдрину — хайрюзы и ленки, а в Мишиху, Мысовую и Мантурину — только одни хайрюзы. На всем этом пространстве рыба ловится неводами, как было уже сказано. Промысел этот начинается здесь с 20–го мая и кончается тоже 1–го июля. Рыбу точно также везут в Иркутск на лодках свежей; а осенью отправляют в замороженном виде. В невод весовой рыбы попадается от 50 до 200 иногда пудов, но не более. Весь этот промысел принадлежит Киренскому монастырю.

В 12–ти верстах от Посольска, к стороне Култука, находится залив, называемый Сор, который принадлежит уже Посольскому монастырю, и в который впадают горные речки: Большая, Абрамиха и Култушная. По вскрытии льда в этом заливе, в них входит рыба: щуки, язи, окуни и сороги, которые по окончании метания икры снова уходят обратно. С 15–го же июля в эти речки идут омули тем же порядком. Эта рыба бывает от 2–х до 3–х фунтов весом и носит название коцовой. Ее добывают следующим образом:

Вколачивают на дно поперек реки в два ряда колья, один ряд от другого на расстоянии сорока сажен; эти переколоты носят название езей. Между этих кольев становят берды (плетушки), оставляя отверстие для прохода рыбы, которая входит туда и остается в езях до покрытия реки льдом. Тогда промышленники достают так называемыми ручными саками (мешки, плетенные из тонкого мотоуза, с палкой в виде ручки; саки эти похожи на мешки для ловли бабочек) и выкладывают на поверхность льда. В прежние времена улов был несравненно лучше: случалось саками выбрасывать до ста тысяч пудов омулей, а теперь и особенно, как замечено с 1855–го года, едва–едва и 20–ть насчитывают. Кроме того, омуль после лова добывается еще заездками, выше кольев; но в малом количестве, так как уже почти все выловлено. В заливе Сор добывается окунь, язь, а в особенности сорожина; всю эту рыбу ловят неводами.

В самом Байкале, начиная от реки Мантурихи до Посольского монастыря, с 20–го мая и по 1–е июля, омулей ловят также неводами. Невода эти бывают длиной от 400 сажен, а вышиною 10–ть — 11–ть аршин. К верхней тетиве прикрепляют наплавья, а к нижней кибасья (камень, обернутый берестой и укрепленный к низу сети, их бывает до 10 на каждую сажень), на середине двух крыльев вшивается матня, куда должна сгружаться рыба; сверху на матню привязывается ловля (большой наплав) для узнания середины. Спусков (веревка) бывает с каждого крыла от 600 до 1000 сажен и их укладывают в лодку, которая носит название неводника. Из него два человека выматывают невод; один правит кормой и называется башлыком, гребцов же бывает иногда 6–ть, а то и 12–ть человек. Омулей вынимают во время так называемых привалов и вынимают из одной тони от 5 и даже до 20–ти бочек. Кроме омуля в это время не попадается ни одной рыбы. Осенью на этих самых местах добывается тоже омуль под названием кучулын.

В зимнее же время промышляется эта рыба совершенно другим способом и называется подледной. На поверхности льда продалбливают пешнями широкие отверстия, из одного такого отверстия к другому просовывают палку, называемую норилом; но для того, чтобы дать ему желаемое направление, приделывают к нему вилки, а в другое отверстие продевают крюк, чтобы удобнее поймать за другую оконечность. К норилу прикрепляют невод и в то время, когда его тянут подо льдом, то нажимают книзу давками в ердань (так называется большое отверстое, продолбленное во льду). На пространстве 1000 сажен спуски (веревки) с неводом ходят на воротах, в которые закладываются с четырех сторон 4–е стяга (палки) и этот ворот приводится в коловратное движение 4–мя людьми между кольев, утвержденных на льду и называемых баками. Добытую таким образом рыбу вытаскивают на лед и замораживают. Подледный этот промысел бывает иногда хорош, а иногда весьма плох. Хорошим промыслом считается тот, который дает в один улов от 50–ти и до 200 пудов рыбы.

На пространстве от Култука до Посольска поля, луга и горы представляют много удобств как для хлебопашества, так равно и для сенокоса. На горах и в лесах водятся: соболи, медведи, сохатые, волки, рыси, росомахи, кабарги, козы, лисицы, белки и горностаи. Соболя ловят следующим образом: на колоды, находящиеся в реке, ставятся куркавки, которые дугообразно загибаются из тонкого тальника и заплетаются мелкой лучиной, оставляя, впрочем, отверстие для прохода соболя; потом делают волосяную петлю, к нижнему концу которой привязывают камень. Лишь только соболь ступит на эту ловушку, она тотчас от тяжести падает в воду и увлекает с собой зверя. Употребляют также ружья, если соболь сидит на дереве. В зимнее время ловят их сетями, которые называются обметами. К этой сети на расстоянии каждой сажени привешивают колокольчик.

Сеть расстилают на камни, куда собака обыкновенно загоняет соболя, и ждут. Зверь выскочит и запутается в ней, что можно будет узнать по звону колокольчика; тогда собака, исключительно употребляемая на соболиную охоту, схватывает зверя и не выпускает до прихода хозяина. В это время года, т.е. зимой, промышленники для этой охоты употребляют лыжи.

На сохатого охотятся следующим образом: для этого обыкновенно выбирают весну после зимовки зверя в известном месте, или когда после оттепели к ночи начитает морозить и образуется на снегу кора, которая носит здесь свое местное название наст. Несмотря на громадную свою силу, зверь не в состоянии пробить этой ледяной коры, и лишается способности бежать от множества собак, которые, обступивши, держат его в очарованном кругу. Между тем промышленники выходят из своих засад и расстреливают зверя. Для перевозки употребляются нарты.

3.

От Посольского монастыря, лежащего на берегу Байкала, до деревни Сухой, будет около ста верст. Земля здесь весьма производительна; далее же она становится бесплодной, по случаю скалистых гор и увалов. Леса представляют много разнообразных пород деревьев, но преимущественно растет сосна. В лесах этих, а также на горах, водятся в большом количестве звери: медведи, сохатые, волки, рыси, росомахи, кабарги, горностаи, козы, белки и лисицы. На пространстве от Посольска до Сухой находится так называемая Бабья Карга, устье реки Налетовой; отсюда на пространстве ста верст по Байкалу в большом количестве ловится рыба уже описанным способом, т.е. неводами. Тут не в дальнем расстоянии от Бабьей Карги находится залив, где также в достаточном количестве добывается рыба. Этот залив принадлежит Посольскому монастырю.

Река Селенга при своем впадении разветвляется на многие устья, образуя таким образом маленькие островки, весьма удобные для сенокоса. Главных таких речек пять: Харауза, Галутая и Клочиха. В 1862 году местность эта сильно пострадала от бывшего там землетрясения, от которого образовались провалы. На озере Никиткин, например, отстоящем от Посольска не далее 17–ти верст, разломало лед в куски и выбросило со дна песок на поверхность. Точно также в знакомом уже нам заливе Сор, у Посольского монастыря, разломало лед и выбрасывало рыбу. В самом Посольске и в близлежащих деревнях произведены большие опустошения: повредило печи, поломало дымовые трубы; а в соборном алтаре повредило крест и осыпало штукатурку.

Во все вышеозначенные реки, во время разбития льда на Байкале, для метания икры, входят осетр, щука, язь, окунь, сорожина и налим. Не ранее 20–го августа рыба эта уходит обратно в Байкал, кроме, так называемой жировой рыбы, к которой принадлежат также осетр и налим. Они выбирают в реках этих самые глубокие места и остаются там на зимовку. Около 20–го августа точно также входит в реку Селенгу и хайрюз, называемый селенговый, который вместе с осетром и налимом идет вверх по течению Селенги до самой ее вершины, т.е. до озера Косогола, отстоящего от Байкала на 900–т верст. Вытекая из этого озера, она течет 550 верст по Китайской границе, а остальных 350 по Сибири, принимая в себя на этом протяжении множество горных речек, изобилующих также хайрюзами. Осетр, налим и селенговый хайрюз после метания икры большей частью зимуют или в самом Косоголе, или же в глубоких местах р. Селенги. Прочая же рыба, не столь сильная, от изнурения вследствие выпуска икры, не в состоянии бывает проходить далее города Селенгинска. Селенговый же омуль во время переднего хода начинает свой путь в Селенгу вверх по течению не ранее 10–го августа и оканчивает около 1–го сентября. Рыба эта плывет сплошной. Осенью же, когда бывает на реке шуга, она идет в гораздо меньшем количестве и до такой степени изнуряется во время хода, что почти теряет сознание и уже не в силах управлять собой. Тогда ее несет по поверхности реки во всех направлениях и в странном виде: иную хвостом вперед, другую на спине, брюхом вверх, третью боком. В это время промышленники употребляют невода, длиной около 100 сажен, а шириной от 9 до 10 аршин. Добывают ее посередине реки саками, сплетенными из ниток, в 5 четвертей величины, с приделанной к нему ручкой длиной от 4 до 5 сажен. Таким образом попадается рыба до 5–ти штук. Добывают ее также другим способом сетями, кривдами и переколотами; все это называется заездками. Во время же обратного хода рыбы, по–местному выражению ската, промышленники ловят ее следующим способом: поперек реки устраивают проходные переколоты, или заездки, и на каждом плесе, покрывшемся уже льдом, делают другие частные переколоты; после чего, добытую таким образом рыбу, вытряхивают на лед и замораживают. Этот способ считается лучшим и дает огромное количество рыбы.

Осетра промышляют следующим образом: в Селенге устраивают верши, плетут бедры, к которым укрепляют морды, длиною сажени в три, с пустотой внутри до 3–х аршин. Все это устанавливается на плоту, прикрепленном к берегу на деревянных цепях. По прошествии 2–3–х суток, верша подымается на поверхность реки посредством ворота, укрепленного на том же плоту. В одну вершу таким образом попадается до трех штук осетров.

Ловят их еще сетью, длиной до 20–ти сажен и шириной до 4–х аршин. Она погружается в воду, поддерживаемая двумя лодками, имеющими каждая по одному концу сети. Лодки эти находятся одна от другой на расстоянии сообразном с длиной сети, наблюдая, чтобы она была погружена в воду на требуемую глубину. При такой ловле попадается рыбы штук до 10–ти и это считается весьма хорошей добычей.

4.

От деревни Сухой, лежащей на берегу Байкала, до реки Кики будет около ста верст. На этом пространстве, вследствие высоких гор, скал и утесов, земля не представляет никаких положительно удобств ни для хлебопашества, ни для сенокоса. На горах и в падях находится лес различных пород, но преимущественно сосновый, весьма годный на постройки и на разные изделия. Тут выбегает из гор небольшая река Таланка, в которую из Байкала для метания икры входит единственная только рыба — хайрюз.

В этой местности в большом количестве водятся: сохатый, медведь, изюбрь, волк, коза, росомаха, кабарга, лисица, хорек, горностай, заяц и белка.

Тут же, в реках Кике и Таланке, ловится омуль, по вышесказанному уже способу — неводом.

5.

Река Кика, впадающая в Байкал, вытекает из гор и течет на протяжении 70–ти верст. При самом ее устье находятся избушки рыбопромышленников. От этой реки до селения Горячинского, будет около 30–ти верст; здесь, на всем пространстве нет лугов, удобных для сенокоса, а для хлебопашества и подавно, так как везде утесы и скалы. Лес тут везде строевой, годный на всякие поделки. В этой местности водятся: сохатый, медведь, изюбрь, волк, коза, росомаха, кабарга, лисица, хорек, горностай, заяц и белка. Между Кикой и Горячинским селением находится река Турка, тоже горная, имеющая около 95 верст протяжения. При ее устье расположено Туркинское селение. В эту реку тоже по вскрытии льда на Байкале для метания икры вверх по течению идет хайрюз, окунь, язь, сорожина и налим; хайрюз и налим по направлению реки выше, а окунь, язь и сорожина заходят в озеро Катокильское, принадлежащее монастырю. Все эти рыбы скатываются обратно в Байкал, кроме окуня, язя, сорожины и налима, т.е. так называемых жировых рыб, которые остаются в озере Катокильском до покрытия его льдом. Озеро это имеет около 12 верст длины и 6 верст ширины.

Осенью, когда рыба начинает глохнуть и скатываться из озера в реку Турку, рыбопромышленники приступают к ловле ее в загороженных поперек реки заездках. Рыба входит в устроенные в этих заездках ворота и скапливается в большом количестве. Тут ее сакают ручными саками. В то время улов бывает весьма прибыльный: один человек в одни сутки легко может насакать до 200 пудов рыбы. Вся же добыча во время хода бывает иногда от 1000 и до 6000–ти пудов.

Так как после большого улова рыбы в озере Катокильском ее остается много, то уже промышленники прибегают к неводу и продолжают ловить вплоть до весны.

Источник: Известия Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества, т. IV, № 4, под. ред. А.Ф. Усольцева, 1873 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм-канале.