Lake Baikal

История строительства КБЖД по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.

1904 г.

  • Январь. 26 января со станции Танхой вышел, с составом служащих и рабочих укладочный поезд на 6–ю версту Кругобайкальской ж.д. от ст. Танхой, где была остановлена укладка к нынешней зиме. Работы по укладке начнутся на днях. С приездом министра, говорят, работы по укладке Кругобайкальской ж. дороги будут усилены и нынешним летом предполагают сомкнуть Забайкальскую магистраль с Сибирской.

    «Восточное Обозрение» № 27, 1 февраля 1904 г.

    27 января. Начало русско–японской войны.

  • Февраль. Крушение воинского поезда около станции Байкал.

    «Восточное Обозрение» № 34, 10 февраля 1904 г.

    Массовые увольнения рабочих из–за невыносимых бытовых условий.

    «Восточное Обозрение» № 51, 29 февраля 1904 г.

  • Март. Еще не успели забыть довольно крупнаго факта в главном цементном сарае, где в цементе была обнаружена масса посторонних примесей,— по крайней мере из 100 бочек цемента в 10 находились песок и земля, как теперь опять пришлось натолкнуться на новое недоразумение с цементом. На работах подряда Бонди–Кушелева агентами дороги было отмечено, что в каменной кладке трубы на пикете № 211–8 не произошло сцепления. Для выяснения причин даннаго явления были отправлены в железнодорожную лабораторию образцы цемента, употребленнаго на производство трубы. При изследовании присланных образцов лабораторным путем удалось установить тот факт, что цемент употреблялся на производство трубы в растворе беднее, чем это должно было быть согласно существующим на этот счет техническим требованиям. По условиям техники раствор цемента необходимо было составить в отношении 1:4, между тем как раствор был составлен в отношении приблизительно 1:7, т.е. на каждую бочку цемента употреблялось не 4 бочки песку, а 7 бочек.

    «Восточное Обозрение» № 66, 18 марта 1904 г.

    Для нужд дороги в настоящее время производится заготовка огромнаго количества шпал. Заготовка передана рядчику Ревякину по 80 р. за сотню шпал, с условием уплачивать за них поденныя и за свой счет производить осмолку. Однако, заключив условие с казною, Ревякин счел для себя наиболее удобным заготовлять не лично, а передать всю эту заготовку другому лицу, г. Голубеву, уже по 55 р. за сотню, причем поденные и вообще все другие расходы по окончательной заготовке шпал должны быть произведены также за счет Голубева из тех же 55 руб.

    Таким образом, не совершая никаких расходов и будучи вполне гарантирован от всякаго риска, г. Ревякин «зарабатывает» чистоганом по 25 р. на каждой сотне шпал. Предполагая, что и г. Голубев работает не себе в убыток, нетрудно уже представить, какую сумму переплачивает управление дороги за одну только заготовку шпал.

    «Восточное Обозрение» № 70, 23 марта 1904 г.

    Доклад министра путей сообщения князя М.И. Хилкова 26 марта 1904 г.

    «Восточное Обозрение» №№ 94–96, апрель 1904 г.

  • Апрель. Постройка новой галереи для защиты от обвалов.

    «Восточное Обозрение» № 82, 7 апреля 1904 г.

    Весна на дворе! Наступает такое время, когда низшие организмы, вроде разных микробов, получают возможность отлично развиваться, и это надо иметь в виду, в особенности санитарному надзору Кругобайкальской ж.д. Что творится в клоаках–бараках господ контрагентов, трудно поддается описанию,— это надо видеть, чтобы поверить, что в таких условиях можно жить. Мало того, что самые бараки страшно загрязнены, но и около них на большую площадь сплошная помойная яма.

    Теперь, когда кругом Байкала, кроме тысяч рабочих, еще масса войск, нужно втройне быть осторожным. Достаточно малейшей искры заразы, чтобы она разгоралась в колоссальный пожар, если своевременно не будет обращено внимания на всеобщее антисанитарное состояние бараков для рабочих по Кругобайкалью.

    «Восточное Обозрение» № 87, 13 апреля 1904 г.

    Сдача подрядчиками контролерам произведенных работ.

    «Восточное Обозрение» № 87, 13 апреля 1904 г.

    Крушение поезда с комиссией по приемке перегона Танхой–Култук.

    «Восточное Обозрение» № 89, 15 апреля 1904 г.

    Постройка новаго пассажирскаго здания на станции Байкал близится к окончанию. Не нынче–завтра начнут крыть его уже заготовленным железом; косяки дверей и окон уже вставлены, рамы и двери заготовлены. Нет еще чистых полов и печей. Недели через две вчерне и это будет готово.

    «Восточное Обозрение» № 90, 16 апреля 1904 г.

    Управлением Кругобайкальской ж. дороги от 14 февраля 1904 г. с подрядчиком Бонди заключены две новых подписки на окончание кладки опор для пропусков укладки мостов через реки Мурино, Утулик и Осиновку. Кладки опоры через эти реки должны были быть окончены еще в 1903 году на основании общаго договора, но г. Бонди не только не спешил с производством опор, но и затянул их до заключения новых условий на те же работы. Согласно договору, сроки окончания кладки опор были назначены: через Мурино — 12 августа, Утулик 8 августа и через Осиновку 12 июня 1903 г., между тем как по подпискам сроки перенесены на 17 февраля и 25 марта 1904 г.

    Однако, выиграв по времени, г. Бонди не остался в долгу и в отношении финансовой стороны дела. За каждую подписку управление дороги обязуется уплатить по 25 000 рублей сверх той суммы, конечно, которую получит Бонди за укладку опор по общему договору.

    «Восточное Обозрение» № 90, 16 апреля 1904 г.

    На станции Байкал для нужд железной дороги строится большое водоемное здание. Работы по сооружению здания сданы подрядчикам Кругобайкальской железной дороги Горфину и Краевскому с условием возводить постройку из своего кирпича. С этой целью подрядчиками выстроены собственные кирпичные заводы, на время исполнения подряда, в которых и заготовляется кирпич. Однако после того уже, когда были произведены значительные запасы кирпича и было приступлено к возведению постройки здания, кирпич оказался непригодным. Изследование образцов кирпича, отправленных в железнодорожную лабораторию, дало такие результаты: звук глухой, внутри много пустот, глина плохо перемешана и плохо обожжен. Таким образом, небрежное отношение подрядчиков к изготовлению материала, прежде всего, может отразиться на своем же собственном кармане.

    «Восточное Обозрение» № 90, 16 апреля 1904 г.

    С апреля начинается движение по ветке Култук–Танхой.

    «Восточное Обозрение» № 93, 20 апреля 1904 г.

    16 апреля в Танхой прибыл министр путей сообщения князь Хилков. В тот же день он со служебным поездом отбыл в Култук для осмотра вновь принятой ветки Танхой–Култук. Поезд, отправленный со скоростью 20 верст в час, прибыл в Култук благополучно.

    На ст. Танхой князь Хилков вручил начальнику ст. Гриневичу, нач. ст. на пристани г. Свистунову и старшему помощнику г. Ираклиеву — золотые часы за усердное отнесение своих обязанностей при движении грузов через оз. Байкал по рельсовому пути. По слухам из достоверных источников, некоторые из составителей поездов будут награждены серебряными медалями. Награды, именные часы с бриллиантами, получили начальники служб пути, тяги и движения Забайкальской ж.д.

    С 18–го апреля устанавливается постоянное движение поездов по ветке Култук–Танхой.

    «Восточное Обозрение» № 94, 21 апреля 1904 г.

  • Май. Попытки договориться с подрядчиками об ускорении строительства КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 106, 5 мая 1904 г.

    На Кругобайкальской ж.д. во время постройки были ст. Снежная и разъезд Веселый, а пришла временная эксплоатация и пришлось переименовать их в ст. Выдрино и разъезд Мангутай.

    «Восточное Обозрение» № 113, 13 мая 1904 г.

    Изменения на строительстве КБЖД из-за начала войны с Японией.

    «Восточное Обозрение» № 113, 13 мая 1904 г.

    Самый большой мост Кругобайкальской ж.д. через Березовую бухту 581/2 саж. отверстием близится в сборке к окончанию. 15 июня предполагают начать надвижку моста помощью понтонов. Понтоны уже заготовлены в Снежной.

    «Восточное Обозрение» № 119, 20 мая 1904 г.

    Количество несчастных случаев при строительстве КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 122, 23 мая 1904 г.

    Князь Хилков возвратился из поездки в Маньчжурию и лично руководил работами Кругобайкальской дороги.

    «Восточное Обозрение» № 123, 25 мая 1904 г.

    На первом участке от М. Баранчика к Култуку ведется спешно хозяйственным способом укладка пути в виду отказа от укладки подрядчика Половинкина, находящаго для себя эту работу невыгодною. Интересно сравнить потом цены на работы подрядную и хозяйственную.

    «Восточное Обозрение» № 123, 25 мая 1904 г.

    Нельзя не отметить деятельности санитарнаго надзора Кругобайкальской ж.д.; благодаря только ему в настоящее время по всей линии пока соблюдается неимоверная чистота. По примеру Кругобайкальской и Забайкальская дорога стала очищаться около ст. Байкал.

    «Восточное Обозрение» № 123, 25 мая 1904 г.

    Помощник начальника работ по постройке Кругобайкальской жел. дор. инженер Симберг телеграммой с линии от 20 мая сообщает, что на днях министр путей сообщения князь Хилков будет на линии постройки, желательно, чтобы подрядчики были на своих рабочих участках. Затем второю телеграммою 22 мая к начальнику работ просит сделать распоряжение о выезде начальника техническаго отдела, старшаго врача и заведующаго постройкой телеграфа на линию к 23 мая, когда князь Хилков будет осматривать работы по участку от Култука до Баранчика.

    «Восточное Обозрение» № 123, 25 мая 1904 г.

    Господин министр путей сообщения, возвратясь из Маньчжурии, поселился по–прежнему в селе Лиственичном и приезжает ежедневно на ст. Байкал.

    «Восточное Обозрение» № 126, 28 мая 1904 г.

  • Июнь. Поезда по линии Култук–Танхой с 28 мая до 15 июня отменены. Последнее время путь совсем расшатался, и поезда ходили со скоростью не более пяти верст в час, и потому решено приостановить движение на полмесяца, чтобы привести путь в более удовлетворительный вид.

    С 31 мая ледокол «Ангара» будет возить пассажиров со ст. Байкал на ст. Мысовую, и почтово–пассажирские поезда будут ходить с Мысовой, а не со ст. Танхой, как это было до сего времени. Долго ли продлится такой порядок движения, пока неизвестно.

    Тоннельныя работы на участках контрагентов: Перцова, Бонди и Андронникова подвигаются тихо. Главная причина — недостаток рабочих. Бонди выписал рабочих из Европейской России в количестве 500 человек. Они прибыли и, узнав про несчастные случаи на этих работах, отказались работать. Сейчас это дело улаживается.

    В Слюдянской больнице сейчас находится до 100 человек больных, в этом числе около 50 увечных.

    «Восточное Обозрение» № 136, 9 июня 1904 г.

    Среди подрядчиков укоренился обычай не платить рабочим денег за произведенныя ими работы. Такое положение вещей уже неоднократно вело к случаям перерывов работ и различнаго рода недоразумениям между подрядчиками и рабочими, отражающимся на срочном и успешном продолжении постройки. В виду всего этого, министр путей сообщения предложил начальнику работ самым строгим образом следить за правильной уплатой рабочим заработанных ими денег, а в случае малейшей задержки, производить им уплату денег непосредственно за счет залогов подрядчиков в счет причитающихся им платежей. Если условие договора до сего времени не служило гарантией в выдачи рабочим платежей, то может быть, данное распоряжение самаго г. министра окажет некоторое воздействие на неисправность г.г. контрагентов.

    «Восточное Обозрение» № 147, 22 июня 1904 г.

  • Июль. Введение войсковой охраны на КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 158, 4 июля 1904 г.

    Оплата тоннельных работ на Кругобайкальской железной дороге.

    «Восточное Обозрение» № 158, 4 июля 1904 г.

    Причины произвольного изменения первоначального проекта КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 158, 4 июля 1904 г.

    Контрагенты Кругобайкальской жел. дор., желая окончить работы к сроку и получить премию, нуждаются в рабочем элементе; чтобы найти его, они отправили с линии агентов для наемки рабочих в Иркутске, но те после долгих поисков, вместо нужнаго количества, нашли только не более 10%, из которых половина вновь отказывается от подписания условий с контрагентами.

    «Восточное Обозрение» № 160, 7 июля 1904 г.

    Правила перевозки по КБЖД в период временного движения.

    «Восточное Обозрение» № 167, 15 июля 1904 г.

    Обвалы на Кругобайкальской железной дороге.

    «Восточное Обозрение» № 167, 15 июля 1904 г.

    Ускорение работ на тоннеле Шарышалгай.

    «Восточное Обозрение» № 170, 18 июля 1904 г.

    Телеграф постройки Кругобайкальской ж.д. начал правильно функционировать по всей линии. С 20 июля на участке Иркутск–Култук, где еще нет временнаго движения,— по станциям М. Баранчик, Маритуй, Култук, и управлением установлены ночныя телеграфныя дежурства.

    «Восточное Обозрение» № 173, 22 июля 1904 г.

    Подорожание работ в связи с открытием воинского движения.

    «Восточное Обозрение» № 176, 25 июля 1904 г.

    Министр путей сообщения кн. Хилков выезжает 25–го июля на Байкал в видах ускорения постройки Кругобайкальской жел. дор.

    «Восточное Обозрение» № 179, 29 июля 1904 г.

    Причины возникшего недостатка рабочей силы на строительстве КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 181, 31 июля 1904 г.

  • Август. На работах контрагента Кругобайкальской ж.д. Перцева в Пади Тройная Губа появились больные брюшным тифом, из которых четверо поступили в железнодорожную больницу — в Маритуе; кроме того, есть много больных с желудочно–кишечными заболеваниями.

    Санитарный надзор жалуется на недоброкачественность продуктов, отмечая главным образом испорченность муки. Испортившаяся и слежавшаяся в комья мука сначала разбивается и толчется, а затем в смеси с хорошей идет в продажу.

    «Восточное Обозрение» № 185, 5 августа 1904 г.

    Недавно на участке работ одного из контрагентов Кругобайкальской ж.д. происшедшим обвалом засыпана и уничтожена свободная галерея. К месту происшествия выехала от управления дороги комиссия, состоящая из начальника техническаго отдела, старшаго инженера и инж. по гражд. сооружениям. Комиссия осмотрит обвал и примет меры к обходу временным путем галереи, для устранения могущей произойти вследствие обвала задержки предполагаемаго в скором времени пропуска перваго поезда и открытия временнаго движения на Кругобайкальской ж.д.

    «Восточное Обозрение» № 189, 10 августа 1904 г.

    В виду выяснившейся невозможности начать и непрерывно производить укладку и балластировку путей на участке от ст. Байкал до 71 версты Кругобайкальской жел. дор. при помощи подвижного состава, подрядчик Половинкин, взявший на себя производство этих работ до Танхоя, согласился на изъятие из договора работ по балластировке и укладке до 71 вер. с тем, чтобы эти работы были исполнены по усмотрению г. начальника работ хозяйственно другими лицами за счет казны. Вследствие такого уменьшения количества работ и стоимости их подрядчику возвращается соответственная часть залоговых сумм.

    В возмещение понесенных подрядчиком убытков и расходов по приготовлению к производству укладки и балластировки на участке Байкал — 71 верста управление уплачивает ему 4000 руб.

    «Восточное Обозрение» № 190, 11 августа 1904 г.

    10–го августа должно быть открыто полное водоснабжение на ст. Байкал, Маритуй и Шарыжалгай и водоснабжение из одной гидравлической путевой колонны на ст. Хвойная. Окончательная засыпка труб на этих станциях должна быть произведена не позже 1–го октября; к этому же времени будет открыто на ст. Хвойной водоснабжение из другой гидравлической колонны, до открытия действия которой время будет занято окончательной отделкой откоса выемки ст. Хвойной.

    За исполнение этих работ в сроки управление уплачивает премии 4 тыс. руб., в случае же опоздания сроков окончания с подрядчика удерживается по 1000 руб. за каждые два дня опоздания, но с таким расчетом: если водоснабжение будет открыто к 12 августа, то подрядчику уплатятся 3000 р., если 14 августа — 2000 р. и т.д.; если же водоснабжение закончится к 18 августа, то приплат подрядчику не полагается.

    «Восточное Обозрение» № 190, 11 августа 1904 г.

    На днях министр путей сообщения князь Хилков предполагает совершить поездку на вагонетке или дрезине от Байкала до Култука.

    Начальство дороги предложило контрагентам и начальникам 1 и 2 участков принять все меры для безпрепятственнаго проезда: осветить тоннели лампами и факелами, а порталы у них украсить елью, а также приготовить достаточное количество лодок в тех местах, где вследствие неоконченности укладки, проезд не возможен.

    Министра будут сопровождать начальствующия лица дороги.

    «Восточное Обозрение» № 191, 12 августа 1904 г.

    Причина появления невероятного количества изувеченных людей в Иркутске.

    «Восточное Обозрение» № 193, 14 августа 1904 г.

    10 авг. окончена перекатка шестидесятисаженного моста, весом 40 000 пуд., через Березовую бухту озера Байкал на Кругобайкальской ж.д. Особенную трудность при этом представляло то, что один конец моста все время находился на баржах, которыя были в полной зависимости от волн Байкала. 8, 9 и 10 августа перекатка происходила в присутствии министра путей сообщения. Части моста изготовлены обществом Николаевских заводов.

    «Восточное Обозрение» № 198, 20 августа 1904 г.

  • Сентябрь. Дополнительный кредит на постройку Кругобайкальской ж.д. В настоящее время по особому срочному циркуляру управления работ по постройке Кругобайкальской ж.д. гг. заведующему материальной частью, начальнику телеграфа, старшему врачу, заведывающему отчуждением, заведывающему механической частью, начальникам участков и производителям тоннельных работ, производится выяснение размеров дополнительнаго кредита, нужного на постройку Кругобайкальской ж.д., так как выяснили, что первоначально исчисленнаго кредита для успешнаго окончания работ не хватит.

    «Восточное Обозрение» № 210, 3 сентября 1904 г.

    Нам телеграфируют со ст. Байкал: «Первый поезд из Култука прибыл седьмого сентября, в 8 часов утра. Помощн. нач. постройки инж. Симберг».

    «Восточное Обозрение» № 214, 8 сентября 1904 г.

    По Кругобайкальской дороге укладка рельс между Култуком и Байкалом окончена 6 сент. Поезда будут иметь возможность начать движение около 10 сентября.

    «Восточное Обозрение» № 215, 9 сентября 1904 г.

    11 сентября. Вечером отправлен из Иркутска на Байкал специальный поезд для приглашенных; с Байкала отправляются два поезда — министра путей сообщения и служебный, прибывают в Култук в 6 ч. вечера.

    «Восточное Обозрение» № 219, 14 сентября 1904 г.

    12 сентября, утром, на ст. Байкал был составлен поезд из двух пассажирских вагонов, двух товарных и двух открытых платформ. Весь этот состав двигал небольшой паровоз–кукушка. Платформы были разукрашены зеленью, цветами, цветной материей, а сверху из парусины над ними сделаны покровы. На них поместился министр путей сообщения, все сопровождающее железнодорожное начальство, проводники и рабочие.

    Начальник постройки ехал в первом вагоне.

    Министр, простившись с супругою, поехавшей вместе с начальником переправы на пароходе «Второй», распорядился трогать поезд.

    Поезд благополучно дошел до Маритуя, а за Маритуем второй вагон сошел с рельс, но умелый машинист хорошо остановил поезд.

    По приезде в Култук комиссия отправилась на закуску в общественное собрание, некоторые же члены ея отобедали на пароходе «Второй».

    «Восточное Обозрение» № 222, 17 сентября 1904 г.

    По приказанию министра путей сообщения на воскресенье 12 сентября отправилась комиссия для осмотра пути Кругобайкальской ж.д. Поезд для комиссии должен был предоставлен на ст. Байкал к 9 час. утра 12 сентября. В этом поезде следует министр, начальники 1 и 2 участков, начальники дистанций и производители тоннельных работ должны сопровождать этот поезд в пределах своих участков и дистанций, причем, начальникам дистанций — быть на паровозе, имея при себе дорожных мастеров в пределах их околодков; путевые и тоннельные сторожа и рабочие охраны должны быть при исполнении своих обязанностей. При проезде поезда через тоннель, поезд провожает производитель тоннельных работ.

    Для комиссии по осмотру пути Кругобайкальской ж.д. в Култуке будет дан обед. Помещением воспользовались в доме начальника 3–го уч. постройки — Б.

    «Восточное Обозрение» № 219, 14 сентября 1904 г.

    12 сентября. Сквозной пробный поезд с министром путей сообщения, членами комиссии по осмотру пути, строителями и контрагентами прибыл в Култук. Все немедленно отправились в церковь. После молебствия отправились в собрание, где был сервирован обед.

    «Восточное Обозрение» № 219, 14 сентября 1904 г.

    14 сентября. На вчерашнем обеде, устроенном по случаю прохода перваго поезда по новой линии Байкал–Култук, присутствовал министр путей сообщения с супругой. В 11–м часу они проследовали поездом в Танхой. Открытие всей Кругобайкальской дороги приурочивается ко дню восшествия на престол Государя. Проход перваго поезда совершен безпрепятственно.

    14 сентября предположен отъезд кн. Хилкова в Петербург.

    «Восточное Обозрение» № 221, 16 сентября 1904 г.

    Строившаяся частями Кругобайкальская дорога, частями же открыла движение, сперва Мысовая–Танхой, затем Танхой–Култук, наконец, прошел первый поезд по последнему участку Култук–Байкал. Проба участка произведена впервые паровозом–кукушкой. Вышел первый поезд со станции Байкал из 7 вагонов, за ним следующий с вагонами Краснаго Креста. В первом поезде следовали министр путей и комиссия по осмотру пути и определению возможности движения рабочих, материальных и баластных поездов. Участок Култук–Байкал протяжением 80 верст. К этому времени на всех станциях и разъездах новаго участка были установлены телефонные аппараты. Телеграф и станционныя здания готовы.

    «Восточное Обозрение» № 222, 17 сентября 1904 г.

    Путь 2–го участка только что сооружен. Части дороги столь хороши, что позволили первому поезду развить хорошую скорость. При таких условиях опасности для движения не было. Поезд пришел в Култук в назначенное время. Событию 12 сентября не придавалось торжественности, но все же здания пристани и входы в тоннели украшены зелеными флагами; на 47–й версте сооружена была весьма красивая арка с надписью «Лиссабон–Владивосток». В тоннелях при проходе поезда горели факелы, придавая фантастический вид. Толпы рабочих собирались к полотну дороги и встречали поезд криками «ура». Кругобайкальская дорога имеет равнинный, а не горный характер. Подъемы не превышают 7000 т., закругления — 150 саженей. Недоделки незначительны и не могут препятствовать даже временному движению обычных поездов.

    «Восточное Обозрение» № 222, 17 сентября 1904 г.

    15 сентября отбыл в Петербург министр путей сообщения князь Хилков. Уезжая, министр обещал возвратиться в Иркутск 25 октября или, самое позднее, 10 ноября.

    «Восточное Обозрение» № 222, 17 сентября 1904 г.

    Строительство железной дороги по берегу Байкала — ошибка.

    «Восточное Обозрение» № 224, 19 сентября 1904 г.

    Награды за сооружение временной железной дороги по льду озера Байкал.

    «Восточное Обозрение» № 227, 23 сентября 1904 г.

    После произведеннаго техническаго осмотра участка Байкал–Култук министром пут. сообщ. разрешено открыть на нем временное движение рабочих поездов и груженых вагонов с таким расчетом и в таких размерах, чтобы не мешать работам по достройке. Все работы по достройке и по проведению пути на этом участке в положение, пригодное для коммерческого движения, производятся строительным управлением Кругобайкальской дороги. Обслуживание же участка паровозами, вагонами и паровозной прислугой возлагается на управление Забайкальской дороги.

    «Восточное Обозрение» № 227, 23 сентября 1904 г.

    25 сентября отправлен от ст. Байкал к Култуку поезд с агентами службы движения, назначенными на станции Кругобайкальской жел. д. на этом перегоне. Балластировка перегона Байкал–Култук производится с 2–х сторон, но за отдаленностью балластных карьеров, расположенных один около Слюдянки, а другой около Михалево, подвигается очень медленно.

    «Восточное Обозрение» № 234, 1 октября 1904 г.

  • Октябрь. Меры предупреждения несчастий с поездами на КБЖД

    «Восточное Обозрение» № 234, 1 октября 1904 г.

    Награды за устройство зимней переправы через озеро Байкал в 1904 году

    «Восточное Обозрение» № 240, 8 октября 1904 г.

    В виду предстоящей сдачи Кругобайкальской жел. д. в эксплоатацию, 11 октября на линию ея выехала комиссия для предварительнаго осмотра пути, мостов и гражданских сооружений.

    «Восточное Обозрение» № 244, 13 октября 1904 г.

    27–го октября по линии Кругобайкальской ж.д. пущен был пробный поезд из 3–х паровозов для испытания мостов на перегоне Байкал–Маритуй. Мосты выдержали испытание.

    «Восточное Обозрение» № 259, 30 октября 1904 г.

    Первый поезд. 29 октября, в 9 ч. вечера, в Иркутск по Кругобайкальской железной дороге пришел 1 сибирский военно–санитарный Великой Княжны Анастасии Николаевны поезд, под начальством коменданта поезда капитана Кожина, в составе 35 вагонов с ранеными и больными: 420 нижних чинов и 24 офицеров. От Култука до Байкала поезд шел с 10 ч. утра до 3 ч. д. и вполне благополучно, развивая местами скорость до 20 верст в час. Поезд сопровождала комиссия во главе с инспектором министерства путей сообщения г. фон–Зеля. Таким образом, открылась возможность спокойной безпересадочной перевозки раненых непосредственно из Харбина.

    «Восточное Обозрение» № 260, 31 октября 1904 г.

  • Ноябрь. Временное движение на Кругобайкальской ж.д. После техническаго осмотра участка Байкал–Култук министром путей сообщения разрешено открыть на нем временное движение рабочих поездов и груженых вагонов с таким расчетом и в таких размерах, чтобы не мешать работам по достройке.

    Исполняя соответствующее распоряжение министра путей сообщения, управления Забайкальской и постройки Кругобайкальской железных дорог, в особом заседании пришли к соглашению и выработали подробности открытия временнаго движения на вновь выстроенном участке Байкал–Култук.

    «Восточное Обозрение» № 265, 6 ноября 1904 г.

    По Кругобайкальской ж.д. в настоящее время ежедневно ходят пять товарных поездов, причем, если случится санитарный поезд, он пускается в то же число пяти поездов. В ближайшем будущем вводится шестой поезд. По линии открыты разъезды.

    «Восточное Обозрение» № 272, 14 ноября 1904 г.

    Конфликты с рабочими у подрядчиков на строительстве КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 280, 24 ноября 1904 г.

  • Декабрь. Проблемы расчетов подрядчиков с рабочими на строительстве КБЖД.

    «Восточное Обозрение» № 289, 4 декабря 1904 г.

    По Кругобайкальской ж.д. давно уже ходят и товарные, и пассажирские поезда, а начальство все еще медлит с установкою уклонных знаков и знаков для кривых.

    «Восточное Обозрение» № 289, 4 декабря 1904 г.